Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Следствие ведут знатоки» - почему я назвала маму Пал-Палыча мягким тираном

В обсуждении 7-й главы сериала «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989) я назвала маму Пал-Палыча Знаменского – «мягким тираном» и мне написали аж два личных сообщения ВКонтакте на эту тему. Говорилось, что я не права. Также я видела комментарии к самому тексту – меня даже заподозрили в неприязни к актрисе Вере Васильевой, хотя, это не так.

Кадр из Дела № 7 сериала «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989).
Кадр из Дела № 7 сериала «Следствие ведут знатоки» (1971 – 1989).

Она мне очень нравится с детства, когда по ТВ постоянно крутили «Свадьбу с приданым» и «Женитьбу Фигаро», где Васильева показывала диапазон: от колхозницы до графини. Не могу сказать, почему это так задело, а ведь, если это произошло, значит - важно. Мне писали: «Она тактичная, интеллигентная женщина!», однако, мягкий тиран потому и …мягкий, что это не заметно.

Такие люди умеют подбирать ключи к собеседникам и, разумеется, домочадцам. Они всегда – центр вселенной для своих детей и остальных родственников. Пользуются коллегами, но все уверены: «Ах, она же душка!» Их сыновья-дочери истово преданы им, и часто не создают свои семьи, но, если друг дитятко вырвалось, оно будет жить интересами «родной мамы» (женщины чаще становятся мягкими тиранами, как вы понимаете).

Такие свекрови – всегда изумительно-тактичны и никогда не подумаешь их обвинить в злоупотреблении своим «чутким материнским сердцем», просто мальчик (а сыновья мягких тиранов – это вечные котятки, хотя, на службе они могут быть тиграми, как Палыч). По сюжету Маргарита Николаевна Знаменская – врач-психиатр и, видимо, талантливый, то есть умеет подбирать ключи к больному, а уж справиться со здоровым, ей и делать ничего особо не нужно...

Так, нажать пару нужных кнопочек. Мягкого тирана распознают не по его жестам или словам – на то он и мягкий, а по результатам – если видный, умный, добрый (то есть завидный!) мужчина до конца дней остаётся «маминым Павлушенькой», дело плохо. Вот мать Жени Лукашина действует грубовато, прямолинейно, хотя, тоже близка к этому типу. Я знала много жертв таких утончённых манипуляций.

Например, одной из моих подруг дико, до слёз не хотелось посещать музыкалку, девочка не имела явных способностей, всё давалось через силу и – ни к чему особо не привело (раз в год сыграть гостям «Лунную сонату» - это не тот результат, ради которого надо было лишать себя детства – того-нашего-советского-детства).

Как поступала её бабушка-дворянка, чтобы Нина продолжала долбить по клавишам? Она делала печальное лицо. Всё. Бабушка – страдала. Никаких визгов или колотушек. На меня, когда я ленилась в чём-то, прямо и честно орали. Там – нет. Меланхолия, грусть, трагические сложенные красивые руки - не воздетые (это - моветон), а сложенные на коленях.

Знавала я и мужика (солидного менеджера в центнер массой), сына мамы-доктора (невропатолога, правда), который ¾ своей зарплаты отдавал родителям, и всегда, говоря с женой по телефону, добавлял: «Вот к маме съездим, потом решим». При том, что супруга там воспитывала троих детей и не работала, точнее - занималась творческим фрилансом в перерывах между болячками старшенькой, лыжными сборами среднего (чем-пи-оны!) и - двойками самого младшего.

Да. Я пристрастна – я дружила и с той девочкой, замученной гаммами, и с женой менеджера, которая в конечном итоге ушла с детьми к простецкому мордовороту (опять лыжи), не имеющему пуповины с милой муттер. Но, что интересно – и та бабушка, и та свекровь были шикарными тётками, обворожительными собеседницами и гостеприимных хозяйками. Очень похожими на Маргариту Знаменскую. И Вера Васильева гениально сыграла этот женский тип. Браво!

Zina Korzina (c)