В рамках «ликвидации безграмотности» населения будет полезно рассказать о регистрации по месту жительства и по месту пребывания, называемыми народом «пропиской». В последнее время приходится выслушивать и читать невообразимое количество безграмотной ерунды на эту тему. Мифы о «прописке» в головах надо искоренять. Как правило, у граждан в головах причудливая каша из некоторых элементов права собственности, социального найма жилья, регистрационного, а также миграционного учета. Итак, будем разбираться.
Начнем с того, что никакой «прописки» в России не существует, так же, как «временной» и «постоянной» регистрации. Есть два понятия: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания граждан РФ. О миграционном учете здесь мы говорить не будем, он касается иностранных граждан. Некоторые для упрощения называются регистрацию по месту жительства «постоянной пропиской» или «постоянной регистрацией», а регистрацию по месту пребывания, соответственно, «временной». Но в законодательстве таких понятий нет.
Основная нормативная база, связанная с регистрационным учетом граждан РФ, содержится в Законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также регламентируется приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». В период с середины 2004 по начало апреля 2016 года вопросами регистрационного учета граждан занимались не органы внутренних дел (полиция), а отдельный орган – Федеральная миграционная служба (ФМС России).
Самые распространенные мифы о регистрации обычно возникают, когда кто-то вселяется к родственникам или арендует жилое помещение (хотя правильнее говорить «найм», а не «аренда») и просит хозяина жилого помещения зарегистрировать жильца по месту жительства или по месту пребывания. Мифы таковы:
— нельзя никого к себе регистрировать, у вас увеличится оплата коммунальных платежей;
— нельзя никого регистрировать, человек получает право проживать в квартире и его потом не выгонишь;
— нельзя регистрировать несовершеннолетнего, потому что его нельзя «выписать» до достижения им 18 лет;
— нельзя регистрировать взрослых, у которых есть несовершеннолетние дети, потому что этот человек может «прописать» в квартире своих детей, а их потом не «выпишешь»;
— отдельным пунктом стоит миф, что человек каким-то образом сможет получить квартиру в собственность или долю в праве на эту квартиру, или стать наследником собственника жилья и т.д.
Сразу оговоримся, что речь здесь пойдет только о жилье, находящемся в собственности граждан. Про квартиры, в которых проживают на правах социального найма жилья (в народе называемые «неприватизированными квартирами») здесь говорить не будем, чтобы не путаться. Кроме того, речь пойдет только о гражданах России, иностранцы – тоже тема отдельного разговора.
Итак, закон № 5242-1 от 25.06.1993 говорит нам о том, что «регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан…» и что он «имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства».
То есть, декларируется, что регистрация граждан в России имеет уведомительный характер для властей и из этого вытекает, что никаких прав собственности она повлечь не может. Из буквального толкования закона следует, что и прав пользования жилым помещением факт регистрации тоже не порождает, однако на этом стоит остановиться подробнее.
Правоприменительная практика исходит из того, сама регистрация по месту жительства – это действительно некий «административный акт», и сама по себе никаких прав породить не может, однако логика действует наоборот: для того, чтобы зарегистрироваться, например, по месту жительства, необходимо какое-то правовое основание. Этим основанием является либо право собственности на указанное жилое помещение, либо волеизъявление такого собственника, проще говоря, согласие, чтобы вы проживали на его территории. И получается, что раз вы регистрируетесь в квартире, значит, вы можете пользоваться этим жилым помещением, ведь вам такое право предоставил собственник.
Из этого следует важный вывод: отпало основание вашего проживания в квартире – отпали и основания для вас оставаться в ней зарегистрированным. Расторгнут договор найма, например, или договор безвозмездного пользования – значит, вы утратили право пользования жилым помещением и должны «выписаться» оттуда, то есть сняться с регистрационного учета. Либо добровольно-самостоятельно, либо в судебном порядке. Если основания отпали, то есть права проживать в квартире у вас нет, значит, у суда не будет никаких причин вынести иное решение, кроме как о снятии вас с регистрационного учета.
Теперь о несовершеннолетних. Это такая страшилка в соцсетях, ею пугают детей, инвалидов и беременных женщин J «Несовершеннолетнего нельзя выписать. Несовершеннолетнего можно выписать, только предоставив ему равное по площади жилое помещение. Несовершеннолетнего можно выписать только с согласия органов опеки. И только с согласия законного представителя (родителя)». И тому подобная ерунда.
Если несовершеннолетний просто зарегистрирован в квартире, не является при этом собственником и никакого отношения к жилому помещению не имеет (например, собственники жилья его родители, а он в свое время не участвовал в приватизации и сохраняет право пользования квартирой), то «выписать» его можно достаточно просто, как утратившего право пользования, как и в случае со взрослыми. Без всяких «предоставлений аналогичного жилого помещения», «согласия органов опеки» и «обязательного согласия родителей». Однако здесь тоже есть свои нюансы.
«Камнем преткновения» здесь является статья 20 Гражданского кодекса РФ, в части 2 которой сказано, что «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет… признается место жительства их законных представителей…». Такой несовершеннолетний (не достигший возраста 14 лет) называется «малолетним». Так вот, в силу указанной нормы малолетнего нельзя зарегистрировать по месту жительства отдельно от хотя бы одного из его законных представителей (родителей). Это также вытекает из требований «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства…», которые утверждены упомянутым Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.
Отсюда два важных вывода: 1) зарегистрированный по месту жительства родитель может, не спрашивая согласия собственника жилого помещения, в котором он сам зарегистрирован, «прописать» там же своего малолетнего ребенка по месту жительства или по месту пребывания. Зарегистрировать же по месту пребывания родителя своего несовершеннолетнего ребенка, не спрашивая согласия собственника, можно и после достижения ребенком 14 лет; 2) если признать родителя, совместно с которым зарегистрирован ребенок, утратившим право пользования жилым помещением и снять его с регистрационного учета, у ребенка также не останется оснований для того, чтобы продолжать быть зарегистрированным в данном жилом помещении. Повторюсь, это не касается ситуаций, когда ребенок – член семьи собственника и имеет права на жилое помещение.
К слову, ранее действовавший регламент ФМС России по регистрационному учету был в этом плане проще и конкретнее ныне действующего: так, он содержал пункты 117 и 118, в которых было сказано, что «Регистрация по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), проживающим в жилых помещениях, принадлежащих иным гражданам на праве собственности, осуществляется независимо от их согласия. Регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания и по месту жительства отдельно от родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) осуществляется при представлении документов, указанных в пунктах 25 и 26 Регламента, с письменного согласия законных представителей (одного из них)». В ныне действующем регламенте таких пунктов нет, что никак не вносит ясность в ситуацию с регистрацией несовершеннолетних и не отвечает на вопросы: «требуется ли согласие собственника жилого помещения на регистрацию по месту жительства в таком помещении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, совместно с родителем? Требуется ли согласие родителей на регистрацию по месту жительства или по месту пребывания таких несовершеннолетних отдельно от родителей (к примеру, у бабушки и иных родственников)?».
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства…, утвержденные ранее упомянутым постановлением, ответа на эти вопросы тоже не дает, однако содержит вот такую формулировку в п. 12: «Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил» (то есть независимо от согласия собственников жилых помещений). Почему именно «по месту пребывания», а не «по месту жительства или пребывания», остается загадкой, но если буквально толковать эту норму, получается, что родитель может зарегистрировать своего ребенка в том же месте, где зарегистрирован сам по месту пребывания, независимо от возраста такого несовершеннолетнего ребенка, не спрашивая согласия собственника жилья, а вот по месту жительства вместе с собой может зарегистрировать только малолетнего, а если ребенку больше 14 лет, то нужно спрашивать собственника жилья. Правоприменительная практика же толкует этот момент «расширительно», и это видно, в том числе, по ранее действовавшему административному регламенту ФМС России: административные органы исходят из того, что несовершеннолетний любого возраста регистрируется как по месту жительства, так и по месту пребывания родителей (или одного из них) независимо от согласия собственника жилого помещения.
Коротко о мифе, который касается того, что зарегистрированный в жилище человек каким-то образом получит право собственности на это жилое помещение или получит право наследовать за собственником. Как уже было сказано, регистрация никаких прав на собственность не порождает и породить не может. Зарегистрированный по месту жительства гражданин также не может стать наследником, если им не является по закону или по завещанию, а заблуждение это происходит из статей 1168-1169 ГК РФ, которые устанавливают преимущественное право на получение в счет их наследственных долей жилого помещения, в котором они проживали вместе с наследодателем на момент открытия наследства, а также преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода. Тенью тут маячит еще и ч. 2 статьи 1148 ГК РФ, в которой сказано о праве нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, проживавших вместе с наследодателем не менее одного года до открытия наследства, на наследование имущества, даже если они не входят в круг наследников по закону. Эти же нетрудоспособные иждивенцы имеют право на обязательную долю в наследстве в соответствии со ст. 1149 ГК РФ, что означает, что от них «не спастись» даже при помощи завещания. Однако, опять же, сама по себе регистрация ничего не означает и из гражданина наследника не делает: должны быть установлены факты нетрудоспособности и нахождения на иждивении наследодателя.
Теперь что касается повышения оплаты за коммунальные услуги. Тут можно долго расписывать, но лучше всего это сделано в письме Минстроя России от 10.11.2016 № 37404-АТ/04, в котором указано, что «при расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:
— размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;
— при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;
— при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан».
Есть еще нюанс с тарифами за вывоз мусора (ТБО), они зависят от регионов, но, допустим, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге пока что тарифы установлены в зависимости от площади квартиры, а не количества проживающих в ней.
Таким образом, если установлены индивидуальные приборы учета (полагаю, что у большинства), количество зарегистрированных на жилплощади граждан никак не влияет на размер коммунальных платежей.
#совет #юрист #адвокат #право