Летом 1787 года императрица Екатерина Великая пожелала лично познакомиться со своей страной. Для этого она отправилась в долгое путешествие на юг. Особенный интерес императрицы вызывала Таврида - плодородные земли, великолепные сады, море - рассказы Светлейшего князя Потемкина о прекрасных новых землях будили воображение и звали в путь. Приглашение осмотреть новые русские земли получил молодой император Великой Римской империи и первый император Австрии Франц II.
Организацией вояжа занялся сам Светлейший. По всему пути императрицы устраивались смотры войск, местное население с восторгом приветствовало матушку - императрицу на фоне ставших легендарными Потёмкинских деревень. В едином порыве бодро народ демонстрировал любовь к своему монарху.
Но в Балаклаве императрицу ждал совершенно особенный сюрприз от Светлейшего князя.
В апреле 1787 года в Балаклавско - Греческом батальоне генерала Чакони по приказу Светлейшего князя Потемкина из жён и дочерей офицеров была сформирована женская рота. Сотня молодых благородных красавиц упражнялись в стрельбе из ружей, фехтовали на саблях и упражнялись в строевой подготовке. Девушки были удивительно хороши в новой фирме - зелёный сюртучок в талию, обшитый золотой тесьмой, широкая красная юбка с золотой тесьмой и белоснежный тюрбан со страусовым пером, настоящие амазонки.
Привыкшие к военной жизни женщины показывали железную дисциплину и прилежание, и в строевой подготовке намного превосходили мужчин.
Первым великолепие роты императорских амазонок оценил проворный император Франц, верхом опередивший кортеж императрицы.
Женская рота на лихих конях, сверкая золотым шитьём ярких мундиров, с развевающимися на ветру локонами, выбившимися из-под тюрбана, поразили молодого императора. Он пришпорил коня, направив его в сторону командира роты Елены Ивановны Сарандовой, обнял и поцеловал красавицу в губы. Рота зароптала - девушки не узнали в молодом дерзком всаднике императора. Пришлось Елене Ивановне прикрикнуть на своих солдат:
- Что за бунт? Он мне своих губ не оставил, да и моих с собой не забрал!
Императрица пришла в восторг от женской роты, встретившей её на подъезде к Балаклаве. Молодые красавицы - умелые воины - ловко выполняли фигуры строевой подготовки и лихо гарцевали на конях. Как и обещал Светлейший, вся страна, и даже женщины - воины, невиданное доселе дело, в едином порыве с восторгом встречали свою императрицу.
Императрица была в восторге! Она вспомнила давние времена, когда сама носила военную форму. На наряды и сладкое вино благосклонно пожаловала роте 10000 рублей, а Елене Ивановне подарила перстень с редким бриллиантом и присвоила звание капитана.
Таким образом, ещё одна женщина имела офицерское звание задолго до Надежды Андреевны Дуровой, причём получила его, не скрывая своего пола.
Женская амазонская рота существовала некоторое время, участия в боевых действиях не принимала и была расформирована. Елена Ивановна Сарандова была отправлена в отставку в чине капитана. Ей было суждено прожить долгую жизнь, выйти замуж ещё раз за титулярного советника Шидянского.
В 1848 году за несколько месяцев до смерти Елена Ивановна ослепла и оказалась в крайней нужде. Она обратилась к наместнику Новороссии графу М. С. Воронцову, а тот отправил письмо императору.
Была назначена высочайшая проверка, и Елене Ивановне пожаловали из казны 300 рублей серебром.
Первая женщина - капитан императорской армии Елена Ивановна Шидянская прожила 95 лет и ушла в историю с воинскими почестями.
Её история - первый пример, когда императрица Екатерина нарушила воинский Устав Петра Первого 1716 года, по которому женщинам дозволялось служить в армии лишь на хозяйственных должностях или работать в лазаретах, но запрещалось занимать офицерские должности и принимать участие в сражениях.
Вот так красиво началась в России история женского офицерства, которую славно продолжили Надежда Дурова, Александра Тихомирова и Татьяна Маркина.
Ссылки по теме: