Тамара Платоновна Карсавина — русская прима-балерина, известная своей красотой, главная артистка Императорского русского балета, а затем и русских балетов Сергея Дягилева. Поселившись в Лондоне, она начала профессионально преподавать балет и стала одной из основательниц современного британского балета. Она участвовала в создании Королевского балета и была одним из основателей Королевской академии танца, которая в настоящее время является крупнейшей в мире организацией по обучению танцам.
В 1971 году в СССР была издана книга ее воспоминаний - "Театральная улица". Книгу сложно назвать мемуарами в прямом смысле слова. Карсавина практически ничего не пишет о своей личной жизни. Это скорее рассказ о балете, Дягилеве, Русских сезонах.
Мало кто знает, но Т.П.Карсавиной были написаны еще несколько книг. Одна вышла в Лондоне в 1956 году, другая - в Нью-Йорке спустя несколько лет.
Появлению первой книги, «Техника балета», предшествовали статьи в журнале» The Dansing Times», имевшие огромный резонанс в мире балета. Позднее, когда возникла мысль издания книги, Тамара Платоновна пересмотрела статьи и частично переписала. Предисловие к книге написала выдающаяся балерина Марго Фнтейн.
ПРЕДИСЛОВИЕ (фрагменты)
Марго Фонтейн (Дама-командор ордена Британской Империи)
Мадам Тамара Карсавина очень редкое дарование. Она до сих пор остаётся одной из самых известных артисток, хотя прошло уже почти двадцать пять лет с момента её ухода со сцены.
Во время эры Дягилева, в период великих артистических достижений в области балета, она была на вершине славы. Обладая исключительными драматическими данными в сочетании с изящной балетной техникой, она была больше, чем великая балерина классического жанра, она также была источником вдохновения для гения хореографии Михаила Фокина и его партнершей.
.........................................................................................................................................
Ничто не может быть более скучным, чем учебник по технике балета — если он не написан Мадам Карсавиной. Глава книги УТРАЧЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ настолько проницательна, что трогает сердце. Короткие ссылки на некоторых из её учителей: «Это было универсальное средство Маэстро Чекетти» или «правила Мадам Евгении Соколовой» — как вспышка воображения переносят нас в их классные комнаты. В разных частях книги её живой ум добавляет небольшие детали, которые передают всю живость балетного представления. Если бы это не было так необычно для женщины, достигшей высочайшего совершенства в одном виде искусства, добиться мастерства в другом, нас бы так не удивляло выражение на письме того артистизма, который уже больше не сверкает на сцене, как Фамарь или Сильфида, но всё равно освещает каждый день её жизни. То, что эти два вида настолько несовместимы, искусство слова и искусство выражения чувств без слов делает её достижение ещё более замечательным, но, с другой стороны, Мадам Карсавина очень редкая артистка. Она нашла способ превратить свою балетную мудрость в прозу.
1 глава (фрагменты)
ВСТУПЛЕНИЕ: МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО
То, что я предлагаю здесь вниманию преподавателей, а также вниманию учащихся является не каким-то новым методом или панацеей от всех бед, а только результатом моего собственного опыта. То, что было полезно мне, вполне вероятно, может оказаться полезным и для других, допуская, во всех случаях, что у этих других нормальное телосложение. Любое отклонение от нормы, каким бы незначительным оно ни было, требует использования специального подхода, применительно к конкретному случаю.
Когда я это писала, я видела перед собой ребёнка наделённого физическими данными потенциального танцовщика, ребёнка не младше восьми или девяти лет. Я твёрдо убеждена в том, что дети меньшего возраста не должны подвергаться напряжению, неизбежному при серьёзном обучении профессионального танцовщика. Я наблюдала за довольно большим количеством детей моложе восьми лет, подпадающих под определение «юное дарование» и пришла к выводу, что преждевременное развитие мускулатуры сдерживает нормальный рост ребёнка.
Мы, учителя, знаем, что навыки при профессиональном обучении накапливаются постепенно, - поэтому медленно. Означает ли это, что более способных детей следует сдерживать, чтобы они были наравне с менее одарёнными? Боюсь, что ответ, хотя бы в одном смысле, будет утвердительным, каким бы неуместным он ни казался. Недостаточно добиться правильного исполнения движения, оно должно быть крепко усвоено. Оно должно перестать быть сознательным усилием, но должно стать инстинктивным. Однако, психологически, нежелательно, чтобы ребёнок чувствовал, что его сдерживают. Ребёнка можно легко и с пользой избавить от этой обескураживающей мысли, предоставив ему различные комбинации в ряду таких движений, которые необходимо усвоить, прежде чем приступать к более сложным упражнениям.
.........................................................................................................................................
Но ни одна программа не может учесть различные степени одарённости, когда преподавателю в одном и том же классе приходится иметь дело с более и менее одарёнными детьми. Поэтому для детей с меньшими способностями необходимо придумать какие-то особые средства.
..........................................................................................................................................
Это может означать только одно. При отсутствии опоры на палку у ребёнка нет достаточной силы чтобы выполнять упражнения на середине с необходимой выворотностью и при сохранении правильного положения корпуса. Поэтому, вполне логично будет сказать, что укрепление мышц — это первый пункт программы профессионального обучения. Такая работа по укреплению мышц должна проводиться постепенно, избегая любых перенапряжений. Другими словами, обучение следует планировать так, чтобы развивать различные мышцы попеременно. Например, если после developpe мы дадим grands battements, то нагрузка на те же самые мышцы бёдер будет слишком большой. С другой стороны, если упражнения с plies следуют одно за другим, то мы, возможно, переутомим колени. Устанавливая порядок упражнений, следует иметь в виду, что для того, чтобы обеспечить напряжение и расслабление, необходимые для мышц, нужно чередовать напряжённую работу с расслабляющей.