Расскажу, что привело к знакомству с моей лабораторией. Напомню, я 6 лет работаю в Лаборатории клеточных основ развития злокачественных заболеваний ИМБ РАН.
Лабораторию я узнала и выбрала благодаря кафедре (Кафедре молекулярной и клеточной биологии), поэтому расскажу рассказ оттуда.
Учеба в Московском физико-техническом институте (МФТИ) устроена так, что с первого по третий курс вас нагружают математикой и физикой, и студенты практически не выезжают из Долгопрудного - все занятия проходят в основном кампусе МФТИ.
В конце 3 курса необходимо выбрать кафедру - кафедра, в 90% случаев по системе Физтеха (http://wikimipt.org/wiki/Система_Физтеха), находится в одном из институтов РАН. Но с недавнего времени, кафедры и лаборатории стали появляться прямо в корпусах МФТИ, в Долгопрудном. На кафедрах проходят занятия по специальности и выполняется научно-исследовательская работа.
Я училась на факультете биологической и медицинской физики (ФБМФ), который в год моего поступления назывался факультетом молекулярной и биологической физики, а теперь носит гордое название физтех-школы. Выбирать можно было одну из примерно шести кафедр, точное число не помню, сейчас их судя по сайту https://mipt.ru/dbmp/departments/ семь (7).
Важно!, что в МФТИ есть такая прекрасная вещь, как экскурсии на кафедры. Раньше, до эпохи зума, это происходило так. Ежегодно весной для студентов готовят расписание с днями, в которое они организованной группой поедут в тот или иной институт. В институте обычно сначала выступает заведующий кафедрой, а затем представители тех лабораторий, которые планирует набирать студентов в текущем году. После чего, студентам могут показать лаборатории и показать помещения.
Лично я съездила на одну единственную экскурсию в Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, и жутко испугалась работы на одном этаже с пациентами. Потому что мне было очень жалко детей в колясках.
В итоге, я решила, что туда мне не нужно и забыла о том, что для выбора кафедры были определенные сроки.
В последний момент я вместе со своими друзьями наугад выбрала кафедру молекулярной и клеточной биологии, большая часть преподавателей которой работает в ИМБ РАН. Кафедру старшекурсники характеризовали как халявную. Диплом я планировала делать в лаборатории в МФТИ, в которую пошла еще на 3 курсе.
Про учебу рассказывать много не буду, отмечу только, что пары были замечательные (может быть немного халявные, но очень интересные, я впервые загорелась учебой и все исправно посещала). Кстати, среди них были и очень даже не халявные, например, Физика белка, Физика ДНК и Ретровирусы.
Ретровирусы, например, с первого раза сдала только я (на отлично 10!). А это собственно самая важная часть моей истории.
Курс по ретровирусам был одним из последних на 4 курсе и состоял всего лишь из четырех лекций (вроде бы, может пяти). С первого занятия меня заинтересовала тема, так как я раньше ничего особо не знала про вирусы. К тому времени, кстати, я успела подтянуть базу по молекулярной биологии, прочитав два тома Сэнгера и половину Альбертса. В общем, я ходила на все занятия и слушала практически с открытым ртом. И мне очень понравился преподаватель курса. Я решила узнать о нем и его Лаборатории побольше и перешла на страничку Лаборатории клеточных основ развития злокачественных заболеваний. Оказалось, что крупным современных направлением деятельности Лаборатории помимо вирусологии является молекулярная онкология. Я нашла свежие статьи заведующего (doi.org/10.1038/leu.2014.130; doi.org/10.18632/oncotarget.6394) и поняла «Ну все, надо брать». Тема актуальная, на стыке фундаментальной биологии и медицины, методы интересные, а главное они работают с клетками!
Это была моя мечта после месячной стажировки в Германии. Там меня пустили в ламинар только 1 раз пересеять флакон, но почти каждый день я смотрела за работой в клеточном блоке других людей и меня это завораживало.
Про молекулярную онкологию я знала не очень много, про лейкозы, которым тогда была посвящена деятельность Лаборатории я знала еще меньше.
Но, я решила, что должна выучить ретровирусологию, сдать на 10 и проситься в Лабораторию.
Учила я примерно 3 или 4 дня, разобралась с устройством генома ВИЧ, с РНК-зависимой РНК полимерной (обратной транскриптазой), с LTR длинными концевыми повторами и с хитростями обратной транскрипции. Я пошла сдавать первая и, ответив верно на несколько вопросов, услышала, что получаю 10. Моей радости не было предела. Я дождалась пока сдаст мой напарник и спросила о возможности делать магистерский диплом в Лаборатории.
Через неделю меня пригласили на экскурсию и собеседование, рассказали про проекты лаборатории, показали приборы и комнаты и выдали около 10 статей для летнего чтения. Статьи я читала со слезами на глазах, было тяжело, весь материал был новым. Я их распечатала и гуглила почти каждое слово. Исписала листы с двух сторон, к пятой статье стало намного легче и понятнее. За два года магистратуры, я прочитала около 500 статей, может больше.
Спустя пару недель я начала ходить в Лабораторию. Первые две недели я просто смотрела, что делают другие, записывала. И вот, мне дали ответственное задание - пересеять клетки в четверг. Как сейчас помню, в этот день я защищала диплом бакалавра и мне было неловко говорить в Лаборатории, что время для пересева не очень подходящее, все таки ПЕРВОЕ задание. И я пришла, пересеяла клетки прямо перед защитой, а точнее за полчаса до нее, в платье, немного на нервах.
Но все получилось. И тут я поняла – это будет любовь длинною в жизнь.
За первый год я многому научилась. Я очень много читала и очень много времени работала. Уходила часто в 10 вечера. Кстати, мой магистерский проект так и не нашел свое место в публикации, так как там было много разных независящих от меня моментов, что делало его невыполнимым, однако я не жалею. Я получила незаменимый опыт. Я решала огромное количество проблем, научилась десяткам методик, обрела самостоятельность, прочитала сотни статей. К началу аспирантуры моя голова была полна идей, руки уверенно держали пипетку, а научный руководитель видел во мне ученого с большим будущим.
После принятого решения остаться в аспирантуре в России, жизнь понеслась стремительно вперед. Очень быстро в моей жизни появился первый студент, первый опыт написания гранта, первая конференция (сразу две!), первая самостоятельно написанная научная статья.
Дальше случилось много всего, за три с половиной года, и все это, так или иначе, привело меня к защите кандидатской диссертации, и я надеюсь, что плавно и медленно ведет к открытию своей лаборатории (мечта!).