Текст: Евгения Морозова
Непереносимость пищи (ПН) современная клиническая и профилактическая медицина относит к наиболее актуальным проблемам. Ведь на протяжении жизни человек съедает почти сто тонн пищи. И от того, как организм человека реагирует на тот или иной продукт, зависит и его общее состояние. Вопросами пищевой непереносимости медицина озадачена давно, еще со средних веков, но в то время и даже в недалеком прошлом ПН отмечалась медиками как редкое явление. Сейчас же статистика констатирует своеобразную эпидемию этого патологического процесса. Распространенность пищевой непереносимости неуклонно растет, особенно в экономически развитых странах. О том, что это за диагноз, каковы основные причины пищевой непереносимости, каковы ее симптомы и как бороться с этим состоянием, мы разговаривали с Александром Аркадьевичем Мартынчуком, украинским диетологом, гастроэнтерологом, кандидатом медицинских наук, директором медицинского центра при Украинском НИИ питания, доцентом кафедры Внутренней медицины №1 НМУ им. А. А. Богомольца.
– Александр Аркадьевич, вы занимаетесь вопросами питания и пищевой непереносимости уже давно, с 2003-го года. Так что же это такое – пищевая непереносимость? Как бы вы охарактеризовали это заболевание?
– Трактовка примерно следующая: это неблагоприятная реакция на продукты, в механизме возникновения которой не принимает участие иммунная система. Очень часто путают пищевую непереносимость (ПН) и пищевую аллергию, списывая любые негативные реакции на аллергию. Я хотел бы пояснить – аллергия и пищевая непереносимость, и прочие неблагоприятные реакции относятся к одной широкой области побочных реакций на пищу. Но это разные заболевания по своему механизму. А сама по себе ПН – это очень разношерстная группа состояний. Здесь есть абсолютно понятные аллергические эффекты от употребления тех или иных продуктов, таких как кофеин в кофе, или танин в чае, или алкалоиды, содержащиеся в продуктах, или сапонины, биологически активные вещества. Сегодня еще существует такое понятие, как непереносимость гистамина. Гистамин – это высокоактивная биологическая субстанция, своего рода медиатор воспалительной реакции при аллергии. Гистамин не только синтезируется внутри организма, в тучных клетках, мастоцитах, он может поступать и извне, вместе с продуктами. Об этом мало кто знает, но тем не менее от этой проблемы очень серьезно страдают многие люди. Суть в том, что если у человека нет фермента диаминоксидаза, то этот самый пищевой гистамин не успевает нейтрализоваться на уровне кишечника, вызывая псевдоаллергические реакции. –
А почему «псевдо-»?
– Потому что исключен первый этап классической аллергии, отсутствует иммунологическая стадия, то есть в их формировании не принимают участие аллергические антитела или сенсибилизированные лимфоциты. И сами реакции опосредованы только биологическими субстанциями.
- Каковы внешние проявления у ПН? Они такие же, как у аллергии?
– Да, зачастую. Но далеко не всегда могут иметь место внешние проявления – зуд, покраснения. Аллергия может возникнуть на уровне первичного контакта. При ПН страдает пищеварительная система, пищеварительный канал. И нередко проявляется какими-то болевыми ощущениями после приема пищи и расстройствами стула. Если на уровне кишечника есть воспаления, обусловленные даже неинфекционными механизмами, то он перестает выполнять свои функции, в том числе по абсорбции, по ассимиляции продуктов, и часто возникает диарейный синдром.
– А как может врач отличить эти два состояния? И сложно ли это сделать?
– Вопрос неоднозначен. Если это аллергическая реакция классического типа, то врачу все понятно. Она возникает на те или иные продукты, причем одни и те же. Часто проходит достаточно мягко, конечно, если это не анафилактическая реакция, когда человек может погибнуть. Но основные проявления аллергии, классические, знают даже студенты медицинских вузов. Если же мы говорим о пищевой непереносимости, то здесь все намного сложнее и порой приходится проводить достаточно серьезные обследования. Но некоторые виды подобных реакций имеют отработанное тестирование. Пример. Есть категория людей, которые на определенном этапе жизни начинают плохо переносить молочный сахар, лактозу. Непереносимость у них проявляется в виде вздутия живота, рвоты, судорог, диарейного синдрома, параллельно у человека наблюдается еще и нарушение всасывания железа. И если у человека есть непонятного происхождения железодефицитная анемия плюс вот эти симптомы, то ПН – это одно из направлений, которое врач должен либо исключить, либо подтвердить.
– А как это сделать? Есть ли специальные исследования, позволяющие определить наличие у человека ПН?
– На сегодняшний день пока еще отсутствуют универсальные средства, например, анализы крови, по которым мы могли бы сказать точно, есть или нет ПН, и если есть, то на что конкретно. Из достоверных методов, которые бы подтвердили наличие ПН, есть тесты, которые показывают те или иные реакции ПН лишь на отдельные виды этой проблемы. Вообще, пищевая непереносимость – это очень интересная тема для специалиста. Потому что то, что мы сегодня едим молочные продукты – это генетическая мутация. Она возникла на определенном этапе эволюции, помогла человеку выжить. Человеку эволюционно не хватало мяса и других продуктов, постепенно стали появляться в рационе молоко и продукты из него, появились домашние животные в хозяйстве, и так постепенно сформировалась генетическая мутация. Но она оказалась нестойкой. И многие люди после 35 лет теряют данную восприимчивость. Это заболевание является следствием уменьшения или отсутствия в кишечнике фермента лактазы, который разрушает лактозу. Для того, чтобы это отследить на практике, используются чаще всего водородные дыхательные тесты.
– А глютен? Сейчас много говорят о пищевой непереносимости злакового белка глютена. Называются страшные цифры, согласно которым чуть ли не у каждого второго непереносимость глютена, на рынке появляется множество безглютеновых продуктов…
– Если у человека есть реакция на глютен, то это очень серьезный аспект, потому что не исключив полностью глютен из своего питания, этот человек не выздоровеет, ни одно лекарственное средство не сможет его вылечить, либо же заблокировать текущий процесс. Это та самая ситуация, где устранение раздражителя является ведущим лечебным фактором. Реакции на глютен могут быть трех типов. Первое, это аллергия – очень редкое состояние, скорее даже казуистика. Второе – болезнь целиакия или глютеновая энтеропатия. Педиатры хорошо знают это заболевание и почему-то считают, что оно может проявляться только у детей. Нет. Исследования показали, что на протяжении жизни человека может быть несколько пиков активации данного процесса. Один из них – действительно в детском возрасте. Второй – в возрасте 20-25 лет. Это генетически индетерминированная реакция на глютен. И это серьезное заболевание. И оно имеет не только кишечное проявление, может быть и кожное проявление. Или у человека могут наблюдаться особенности развития – аутизм, гиперактивизм, две грани одной проблемы, абсолютно противоположные. И если это подтверждено, то исключение глютена обязательно, по-другому решить вопрос просто невозможно. Для постановки диагноза есть разные уровни тестов, есть серологические маркеры, когда проводятся анализы крови, изучаются антитела к глиадину, одному из компонентов глютена. Однако, они не очень информативны. И если у человека большое потребление глютеносодержащих продуктов, то могут быть ложные реакции. Но референтным методом, который в сложных ситуациях может поставить точку в этом вопросе, все-таки является эндоскопия с биопсией верхних отделов тонкого кишечника, последующим морфологическим изучением и оценкой воспалительных реакций и так далее.
Водородный дыхательный тест (Hydrogen Breath Test) – это проверка, позволяющая определить уровень абсорбции углеводов и сахаров в тонком кишечнике. Клетки человеческого организма не в состоянии вырабатывать водород. Когда неусвоенный в кишечнике сахар перерабатывается бактериями, выделяется газ водород, часть которого растворяется в крови, высвобождается в легких и затем появляется в выдыхаемом воздухе. Подув в специальный прибор, можно определить концентрацию водорода. Диагноз определяется путем подсчета разницы в концентрации водорода в выдыхаемом воздухе в разное время. Это очень простой тест, не вызывающий дискомфорта у пациентов.
– То есть без тщательного анализа сложно сказать, что же с человеком происходит?
– Да. Потому что одна и та же проблема может иметь ряд масок. Вот есть диарейный синдром, и мы не знаем, с чем он связан. Это может быть инфекция, язвенный колит, болезнь Крона. Это может быть какая-то псевдоаллергическая реакция, это может быть воспалительное состояние, непереносимость, энтероколит – вариантов очень много, в том числе и редких.
– ПН распространяется на определенные виды продуктов? Или вопрос пищевой непереносимости очень индивидуальный?
– Реакция может быть на все, что угодно. К примеру, 10% людей не переносят кофе. После того, как они выпили кофе, у них возникает сердцебиение, тахикардия, эмоциональное возбуждение. Кофе их не просто бодрит, у них на кофе гиперболизированная реакция. Это связано с тем, что все биологически активные вещества, поступающие в организм с пищей, впоследствии должны быть нейтрализованы. А у этих людей отсутствует активность ферментной системы печени. И соответственно, эффекты накапливаются, а это приводит к гипервозбуждению, своеобразной интоксикации организма, человек погружается в состояние хронического стресса. Обратный пример, давайте опять возьмем кофе. Кофе – шикарный напиток. Но, как оказалось, не для всех, все мы разные. Ситуация, когда человек выпивает кофе, а его клонит в сон, тоже неестественная. Почему? Потому что кофе – это стимулятор, он должен способствовать передаче нервного импульса от одного нервного волокна к другому, что дает бодрость. А если этого не происходит, то это говорит о том, что человек перевозбужден, поскольку постоянный такой стимул истощает депо медиаторов, которое отвечает за передачу нервного сигнала от одного нервного волокна на другое. И такому человеку нужно просто отдохнуть, разгрузиться, чтобы человек восстановился.
– А как проявляет себя ПН?
– Это могут быть реакции накопительного плана. То есть, реакции будут клинические, но это не значит, что они сразу проявятся на уровне симптомов. Симптомы могут проявиться через неделю, а то и через месяц после употребления этих продуктов.
– Чем чревато то, что человек не обращает внимания или замалчивает эту проблему?
– Это достаточно угрожающая ситуация, когда в организм вместе с едой попадают агрессивные биологические субстанции. Та же целиакия – это очень серьезная болезнь, и если она не будет подвержена лечению, то это может закончиться для человека фатально. Непереносимость молочного сахара сопровождается нарушением ассимиляции многих пищевых нутриентов, в том числе железа, которое человек недополучает. А еще существует много скрытых дефицитов, и не все они становятся явными. И далеко не все эффекты, несмотря на потуги медиков, уже известны. То есть проблема молодая, и хотя мы уже многое знаем о механизмах возникновения определенных реакций, но последствия – что более значимо, что менее значимо, здесь информации еще не достаточно.
– ПН – это временное состояние организма?
– Да. И сейчас очень много говорят о том, что оно может возникать на фоне негерметичного кишечника, повышенной проницаемости кишечника. То есть, если в кишечнике существует воспалительная реакция, то степень проникновения содержимого кишечника в наше тело резко возрастает. И количество антигенов, транслоцирующихся непосредственно в кровь из кишечника, даже не полностью переваренных, то есть не потерявших своих чужеродных свойств, возрастает. И соответственно повышается агрессия со стороны иммунной системы. Абсолютно логично, что если мы сможем побороть этот воспалительный процесс, если мы повысим и вернем к исходному уровень кишечной проницаемости, то подобные реакции могут быть как снижены, так и устранены.
– А сколько людей страдает от пищевой непереносимости? Есть такие данные?
– Исследования проводились только по отдельным видам непереносимости, к примеру, по лактозе. Тут даже отдельные нации страдают, у них отсутствует или производится в недостаточном количестве фермент лактаза. Это, как правило, касается жителей азиатского региона и коренного населения Америки. У них не было в культуре потребления молока. И поэтому в некоторых азиатских странах до сих пор употребляют растительные заменители коровьего молока. А само коровье молоко предлагается, в основном, только для туристов.
Очень много информации о тех или иных видах непереносимости от пациентов гастроэнтерологического профиля, например, пациентов с синдромом раздраженного кишечника. Нередко встречается корреляция между такими серьезными проблемами, как воспалительные заболевания кишечника, язвенные колиты и непереносимость белков коровьего молока или все того же молочного сахара. Но глобальной статистики, наверное, не существует. Что касается непереносимости глютена, то здесь называются разные цифры, от 15 до 30%. Но если честно, думаю, правильней нижний предел – 15%. Потому что треть взрослого населения, страдающая от непереносимости глютена – это больше похоже на коммерческие вещи.
– В чем заключается лечение ПН?
– Лечение заключается, в основном, в исключении из рациона продуктов, к которым имеется непереносимость. Важно не забывать о лечении состояний, вызвавших развитие непереносимости. Однако в большинстве случаев даже без лекарств, которые нормализуют микрофлору кишечника, только за счет изменений в питании и образе жизни, можно эффективно бороться с заболеваниями, которые раньше считались хроническими.