В прошлой статье я поделилась с вами планами создать собственный тематический сборник вариантов ОГЭ. По моей задумке, тексты для этих вариантов будут черпаться из произведений В. Крапивина, а значит, тема сборника будет какая? Правильно! Море, паруса и всё, что с ними связано.
Свой первый вариант ОГЭ я публиковала на канале в марте:
Но он не получился тематическим: первый текст (для задания 2) про коньки, предложение для пунктуационного анализа из книги Евгения Осетрова "Живая древняя Русь", второй текст (для заданий 6 - 8) про экипаж парусника "Капитан Грант" из "Колыбельной для брата" Крапивина. Солянка сборная, короче говоря. А сейчас захотелось связать с парусной тематикой все задания. Что из этого вышло, в ближайшее время продемонстрирую.
Вариант 1. Паруса
2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые используют для движения судна. (2)Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка. (3)Паруса разделяют в зависимости от их формы (прямоугольные, трапециевидные и треугольные) и места крепления. (4)Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. (5)Прямые паруса широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Одна из основ предложения 1 – которые используют.
2) Обе части предложения 2 осложнены однородными подлежащими.
3) Предложение 3 — односоставное, неопределённо-личное.
4) В предложении 4 есть обобщающее слово при однородных членах.
5) В предложении 5 есть придаточное обстоятельственное причины.
Ответ: _____________________________
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Тем временем (1) в Каперне произошло такое замешательство (2) такое волнение (3) такая поголовная смута (4) какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений. Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу. У корабля были те самые паруса (5) имя которых (6) звучало как издевательство. Теперь эти паруса ясно (7) и неопровержимо пылали с невинностью факта (8) опровергающего все законы бытия (9) и здравого смысла.
Ответ: _____________________________
4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «парус корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. ПРИСПУСТИТЬ (парус) — написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2. ГОРИЗОНТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
3. ПОДНИМЕШЬ — в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола первого спряжения пишется окончание -ЕШЬ.
4. АБОРДАЖ — на конце существительного 2-го склонения после шипящего Ь не пишется.
5. КРЮЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
Ответ: ________________________
Текст для заданий 6-8 взят из "Бронзового мальчика" В. Крапивина (эпизод, где главный герой плывёт с дедом на теплоходе "Михаил Кутузов"). Окончание варианта здесь:
Желающие могут оставлять ответы в комментариях. Замечания/пожелания приветствуются.