Еще один пост про речь.
⠀
Почему у одних детей в 5 лет речь, как у взрослого человека, а у других только-только начала набирать темп?
⠀
Так какие факторы оказывают влияние на развитие речи:
⠀
⭕️ Социальный компонент. Это по сути, семья. Огромное количество умений закладывается в раннем детстве. Как привычка, как здоровый образ жизни. Если у ребёнка не сформировали интерес к чтению, сложно представить, что взрослый человек вдруг полюбит этот процесс, как привычку, навык.
Сначала ребёнок общается с помощью крика, а потом потребности возрастают. Нужна речь. В конечном итоге, важно стать для ребёнка значимым взрослым с точки зрения общения. Тогда нам будут подражать.
⠀
⭕️ Эмоции. Они дают нам силу и настойчивость или, наоборот, заставляют отказаться от задуманного. Чем лучше мы понимаем свои эмоции, тем лучше управляем своим поведением. В детстве все мы очень эмоциональны, поэтому важно не только не потерять эмоциональная связь с родственниками, но и помочь с помощью эмоций сформироваться речи - общению и говорению.
⠀
⭕️ Физиологический компонент. Не буду опираться только на связь между головным мозгом и моторикой. Также важны навыки самообслуживания, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка. Как начать говорить, если не научился пользоваться туалетом и держать ложку, класть игрушки на место и одеваться-раздеваться согласно возрасту. Как, не согласовав работу рук и глаз, рук и ног, уха и рта, начать осознанно спрашивать?
⠀
⭕️ Анатомические особенности. Пожалуй, особенность строения уздечки, если ребёнок не сосёт, могут заметить в роддоме. Но короткая уздечка – это не только про сосание. Правильное строение и функционирование должно быть у всего речевого аппарата.
У языка: аномалии размера (макро- и микроглоссия), формы (аплазия и аглоссия, расщепленный язык), прикрепления (анкилоглоссия), сочетанные аномалии.
У нёба: дефекты и деформации (расщелины, деформации, состояние окружающих тканей, включая рубцы)
У гортани органные, тканевые, врожденные опухоли (гамартомы) и нейрогенные пороки развития
У голосовых складок (функциональные и органические; например, парезы, опухоли и др),
⠀
Огромный блок проблем связан с дыханием. Оно должно быть правильным, носовым, неинфантильным.
Нельзя формально подходить к консультациям неонатолога, педиатра, невролога, стоматолога и др.
⠀
Необходимо исключать различные врожденные дефекты, выявлять заболевания или предрасположенность, а также предупреждать развитие болезни. При обнаружения отклонений - исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции.
⠀
Факторы могут быть и другие.