Наверное каждый житель России если не знает всех тонкостей, то уж точно слышал о материнском (семейном) капитале (МСК) – мере господдержки в рамках нац. проекта «Демография» для семей с детьми. До 2020 года МСК давали семьям, которые родили или усыновили второго ребенка с 2007 по 2019 год включительно. С 2020 года МСК назначают даже за первого ребенка, а за второго доплачивают — при условии, что первый ребенок родился или был усыновлен не раньше 1 января 2020 года.
Размер маткапитала до 2020 года был 453 026 Р, в 2020 году его проиндексировали до 466 617 Р. В 2021 году он увеличился на 3,7%, а в 2022 — на 8,4%. Так с 1 февраля его размер на первого ребенка составляет 524,5 тысячи рублей, на второго — 693,1 тысячи рублей. Право семьи на материнский капитал подтверждается сертификатом. Его оформляют в пенсионном фонде, а с 15 апреля 2020 года он приходит в личный кабинет мамы на госуслугах автоматически — по данным о регистрации рождения ребенка. Сертификат может быть бумажным или электронным, по желанию семьи.
Кстати, озаглавила я данную статью именно так, как она представлена Вам сейчас не случайно, однако об этом поговорим чуть позже. А пока вернемся к свежим новостям в данной области, ведь именно это и побудило меня выкроить время для написания данной статьи.
Что нового?
Дело в том, что сегодня (26 апреля 2022 года) Совет федерации РФ одобрил закон, направленный на расширение оснований на получение материнского капитала отцами (в частности предлагается распространить право на дополнительные меры господдержки на мужчин, одиноко воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 года, а также первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 года, имеющих гражданство РФ, в случае смерти матери, не являющейся гражданкой РФ).
Также законом предлагается ввести право на дополнительные меры господдержки к детям в равных долях в случае смерти мужчины, одиноко воспитывающего детей.
Как было раньше?
Ранее же, в соответствии с пп.3 и 5 ч.1,3 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ отцы имели право получить материнский капитал только в том случае, если мать по каким-то причинам воспользоваться своим правом не может. То есть их право было производно от права матери (это в том числе и позиция КС РФ).
Отцы могли получить маткапитал и распорядиться им в случае, если:
· мать ребенка умерла или признана судом умершей;
· мать лишена родительских прав или ограничена в них из-за умышленного преступления;
· усыновление в отношении матери отменено;
· отец — единственный усыновитель.
Также стоит сказать и еще об одной ситуации, прямо в законе не прописанной и в вышеприведенном списке отсутствующей. Это ситуация, когда у ребенка юридически вообще не было матери, то есть он появился на свет в результате искусственного оплодотворения, а вынашивала плод суррогатная мать (суды в этих случаях занимают сторону отцов).
Если отец подпадал под вышеупомянутые случаи, то, получив маткапитал, он распоряжался им так же, как могла бы распоряжаться мать и имел такие же, как и она права (за исключением права направить маткапитал на формирование накопительной пенсии).
Признаюсь, что меня как юриста, специализирующегося на семейном праве, последние события ( а именно возможное внесение ряда изменений в части алиментных обязательств (об этом у меня есть отдельная статья, которую я уже публиковала здесь ранее), а распространение доп. мер господдержки на отцов-одиночек, о которых я писала выше - хотя тут можно и поспорить о природе правоотношений и то, насколько они относятся к семейным ) радуют, ведь, как я уже говорила ранее и, пожалуй, повторюсь снова, даже если некоторые случаи на практике встречаются не так часто, как другие, это не должно являться причиной их игнорирования. Особенно «игнорирования законодательного». Несомненно, наше законодательство не является идеальным и пробелов, куда более масштабнее того, о котором идёт речь, хоть отбавляй и хорошо бы нашему законодателю рационально распределять своё внимание. Однако это не значит, что о пробелах менее масштабных следует полностью забыть. Воспитывать ребенка и обеспечить ему достойное детство задача не из простых. И такая непростая задача становится еще куда более сложной, когда ребенка воспитывает один родитель. Да, действительно, по статистике в РФ наиболее часто встречаются именно матери, а не отцы-одиночки. Но это не значит, что такие случаи нужно полностью исключать из виду и забывать о них.
Так все же "материнский" или "отцовский"?
Почему же тогда на законодательном уровне данная мера господдержки все еще носит название «материнский капитал» а не «отцовский» и, исходя из рассмотренных выше наметившихся изменений и несмотря на них, введение и закрепление нового законодательного понятия никто, судя по всему, никто не планирует?
Видимо потому, что изначально данная мера господдержки именуется не совсем так, как мы привыкли называть ее в быту: не «материнский капитал», а «материнский (семейный) капитал», что вроде как вбирало в себя и те самые случаи, когда материнский капитал за маму мог получить отец. Однако, как уже было сказано ранее, это право, до наметившихся изменений, было производно от права матери. Теперь же, с учетом вышеупомянутых изменений, (несмотря на то, что данные случаи получения материнского капитала за мать в законе останутся), у отцов появится и самостоятельное право. Обобщать все одним словом «семейный» в скобках считаю не совсем правильным, поскольку условия получения данной меры господдержки (опять же с учетом наметившихся изменений) у матери и отца не являются тождественными. Так может все же «отцовскому» капиталу быть? Считаю, что да, но увы, я все еще не законодатель (или, может быть, не «все еще», а всего лишь «пока»?) Во всяком случае время покажет, а пока хочу сказать Вам спасибо за уделенное внимание. Надеюсь, что моя статья была Вам полезной.