Воспитание– целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Воспитание – определенное, целеустремленное и психологическое воздействие на психологию воспитуемого.
К системе воспитательного воздействия можно отнести:
-идейно-политическое воспитание;
-нравственное воспитание;
-эстетическое воспитание;
-физическое воспитание;
-правовое воспитание.
В соответствии с указанной системой воспитательного воздействия у человека формируются (развиваются) качества:
-идейно-политические;
-нравственные;
-эстетические;
-физические;
-моральные.
В воспитательном процессе немаловажно учитывать:
-направленность воспитания;
-возраст человека (группы людей), их сложившиеся взгляды, привычки.
Следует отметить, что в воспитательном процессе должен принимать главное участие учитель (преподаватель), наделенный большими правами и полномочиями. Он должен быть подготовлен как морально так и психологически, вести воспитательную работу постоянно, учитывать то, что коллектив (группа) воспитуемых может иметь особую организацию, взаимоотношения, своеобразный быт и т.д.
На личность воспитуемого оказывают влияние:
-макросреда;
-микросреда;
-наследственность;
-самовоспитание;
- уровень приобретённых знаний, навыков, умений;
-чувство и воля.
На основании перечисленного у воспитуемого формируются убеждение, отношения, привычки, которые в свою очередь проявляются в поведении.
Принцип воспитания – исходное педагогическое положение, отражающее закономерности данного процесса и служащее нормой деятельности воспитателей.
К принципам воспитания как правило относят:
= опора на положительное в человеке и коллективе;
= комплексный подход в воспитании;
= сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их достоинства;
= целеустремленность;
= единство, согласованность и преемственность в воспитании;
= воспитание в процессе деятельности;
= воспитание в коллективе и через коллектив;
= индивидуальный подход в воспитании человека.
Определенность- точный учет конкретных условий воспитания, в соответствии с которыми выбираются наиболее результативные средства и методы воспитания.
Систематичность – непрерывность воспитания, его повседневный, постоянный характер.
Целеустремленность – наличие ясной цели, четкой перспективы, согласованность усилий воспитателей.
Как вывод из изложенного следует сказать, что мы можем заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим мы не будем его воспитывать, если он не будет участвовать в общественной жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающий положительного результата.