Найти в Дзене

Прощание славянки… и не только славянки

Многим, наверно, знакома картина И. В. Лучанинова «Благословение ополченца 1812 г.»

Эта работа также фигурирует под названием «Благословение рекрута», однако наличие на боку у провожаемого новобранца сумы на перевязи, которую можно трактовать как патронную суму, говорит, скорее, в пользу достоверности версии с ополченцем – рекруты до прибытия в рекрутское депо предметами амуниции явно не снабжались.

Также обращает на себя внимание фигура стоящего на заднем плане унтер-офицера гренадерской роты пехотного полка с воротником в соответствии с регламентами до 1812 г. 1 января 1812 г. последовал приказ перешить воротники на глухие, на крючках, и среди специалистов ведутся споры, как скоро и в каких частях это требование было исполнено. Это не просто досужий вопрос, он касается важного предмета – в каком виде русская армия вступила в Отечественную войну 1812 г. Эту картину можно рассматривать как еще одно свидетельство, что на «глухие» воротники перешли не сразу и не везде.

Между тем картины на тему проводов воина в поход писались, разумеется, не только в России. Вот как эту тему трактовал австрийский художник.

И. П. Краффт «Прощание ландверманна (ратника ландвера)», 1813 г.
И. П. Краффт «Прощание ландверманна (ратника ландвера)», 1813 г.

Ландвер в Австрии как институт появился в 1808 г. и по сути являл собой народное ополчение, созываемое в военное время для подкрепления регулярной армии. Созывался он и в 1813 г. когда Австрия после Плейсвицкого перемирия примкнула к очередной антинаполеоновской коалиции, состоявшей к тому времени из России, Пруссии, Великобритании и Швеции.

Отправляющийся на поля сражений ратник ландвера происходит из зажиточной, но, по-видимому, крестьянской семьи. Обращают на себя внимание носимые главным героем картины и его товарищем на заднем плане достаточно характерные для австрийского ландвера шляпы с подвязанным с одной стороны полем.

А вот прусское прощание.

Г. Граф «Отправление Восточно-прусского ландвера в поход в 1813 г. после службы в церкви», 1860-61 гг.
Г. Граф «Отправление Восточно-прусского ландвера в поход в 1813 г. после службы в церкви», 1860-61 гг.

Пруссак, как видим, запечатлел торжественный момент «общественного» прощания с отправляющимися на Освободительную войну ландверовцами. «Пропагандистско-воспитательный» аспект картины подкрепляется наличием на переднем плане справа семейства иудейского вероисповедания, провожающего в поход своего сына. Он, по понятным причинам, не принимал участия в службе в кирке, однако тоже отправляется освобождать Прусское королевство и Германию в целом от французов. Тот факт, что события происходят в Восточной Пруссии, подтверждается расцветкой обмундирования ратников – ландверу этой провинции был присвоен пунцово-красные приборный цвет (воротники и околыши фуражек) и белый приборный металл (пуговицы). Отсутствие пунцово-красного околыша на фуражках некоторых персонажей объясняется видимо тем, что у них на головные уборы надеты клеенчатые чехлы для предохранения от осадков.

А теперь прощаются поляки.

Я. Хелминский «Прощание польского улана», 1913 г.
Я. Хелминский «Прощание польского улана», 1913 г.

Здесь я, надо признаться, немного схитрил. Судя по всему, прощание на рисунке происходит не в период наполеоновских войн, а во время русско-польской войны 1830-31 гг. Но работа уж очень хорошо ложится в подборку, поэтому пусть будет. Здесь процессом прощания занят офицер, в то время как его сослуживец-рядовой держит лошадей и ждет, пока пан оторвется от своей Беаты или Малгожаты. Хелминский, конечно, не современник событий, но достаточно известный художник-униформолог, поэтому изображенным им бытовым деталям в целом вполне можно верить.

И в качестве бонуса. Австриец-то вернулся домой, к семейству!

И. П. Краффт «Возвращение ландверманна домой», 1820 г.
И. П. Краффт «Возвращение ландверманна домой», 1820 г.

За время отсутствия наш ландверманн заработал медаль «За храбрость» (Tapferkeitsmedaille) (если я правильно идентифицировал награду), которую гордо носит на груди. И пусть самый младший ребенок пока явно не понимает, кто этот усатый дядька и откуда он взялся, это дело поправимое.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.