Найти тему
1520. Все о путешествиях

Легендарный «Невский экспресс» возвращается. От Петербурга до Москвы он будет идти 4 часа с электровозом 1979 года

Оглавление

Российский «Невский экспресс», которому в этом году исполняется 21 год, возвращается на маршрут отремонтированным и посвежевшим (мы надеемся). Вопреки анонсам от РЖД, поезд остался сидячим и в Самару не поедет. Еще одна загадка – сколько именно он проходит между Петербургом и Москвой.

Заменили импортные комплектующие

«Невский экспресс» прекратил курсировать между Петербургом и Москвой летом 2021 года. Незадолго до этого замглавы РЖД Дмитрий Пегов говорил:

«При капитальном ремонте «Невского экспресса» будет чуть-чуть доработана конструкция, в том числе, чтобы он мог эксплуатироваться на участках с тепловозной тягой, и этот поезд спокойно заменит в случае открытия международного сообщения поезд “Стриж” на участке Санкт-Петербург – Самара. А на замену “Невскому экспрессу” на главном ходу придут “Сапсаны”».

Тогда же сообщалось, что в «Невском экспрессе» помимо сидячих мест появятся купе со спальными местами.

Впрочем, это было до известных событий. Тогда казалось, что «Стриж» может вернуться на маршрут в Берлин, а в РЖД ожидали новую партию «Сапсанов». В итоге получилось, что «Стрижи» попросту оставлены без движения, а новых «Сапсанов» либо не будет вообще, либо будет существенно меньше, чем ожидалось.

Поезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга
Поезд «Стриж» на Ладожском вокзале Петербурга

После ремонта вагоны «Невского экспресса» сохранили первоначальную планировку. По-прежнему в составе поезда будут курсировать несколько вагонов с салоном «открытого типа» (как в «Сапсанах», автобусах и самолетах) и вагоны с шестиместными сидячими купе.

«В ходе ремонта в вагонах заменили импортные комплектующие на отечественные (статический высоковольтный преобразователь, боковые и торцевые тамбурные двери, экологически чистые туалетные комплексы). Также в поезде заменили и другие необходимые узлы и детали, окна и обивку кресел», – сообщает пресс-служба РЖД.

С ЧС-200 во главе

Фотограф Алексей Уланов заснял «Невский экспресс» на испытаниях в марте 2022 года с электровозом ЧС-200-05.

Фото: Алексей Уланов
Фото: Алексей Уланов

Скорее всего, это значит, что поезд будет курсировать с этим локомотивом 1979 года выпуска, который может развивать скорость до 200 км/ч. Как правило, «Невский экспресс» ходил именно с ЧС-200, хотя иногда его можно было увидеть с более современным российско-французским электровозом ЭП20.

Фото: пресс-служба РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

«Невский экспресс» был запущен в 2001 году. Тогда скоростное движение ограничивалось поездом №159/160 «Аврора» (он ходил ежедневно, время в пути составляло чуть менее шести часов) и №161/162 «ЭР-200» (два раза в неделю 4 часа 47 минут «туда» и 4 часа 49 минут «обратно»).

Железнодорожники довели время в пути «Невского экспресса» до 4 часов 30 минут. В итоге поезд стал легендой Октябрьской железной дороги. Им пользовались бизнесмены, чиновники и звезды шоу-бизнеса.

Именно особый статус «Невского экспресса» сделал его мишенью атак тeppoристов. В результате пoдрыва поезда 13 августа 2007 года на перегоне Бурга – Малая Вишера пострадали 60 человек. Второе крушение произошло на перегоне Угловка – Алешинка 27 ноября 2009 года и привело к гибeли 28 человек. После этого поезд выбыл из эксплуатации. Ему на смену пришли скоростные «Сапсаны», которые запустили 17 декабря 2009 года.

После запуска «Сапсана» все дневные поезда были отменены – «Юность», «Аврора», «ЭР-200», «Невский экспресс», однако из этих четырех поездов только «Невский экспресс» смог вновь вернуться в график. Это произошло в июне 2010 года. Таким образом, нынешнее возвращение «Невского экспресса» – уже второе «восстание Феникса из пепла», как обозвали его в соцсетях.

Не понравится любителям поспать

Поезд очень пригодится ФПК/РЖД именно на майских праздниках. Спрос на поездки между Петербургом и Москвой в эти дни колоссальный.

Расписание, правда, скажем прямо получилось не очень. Особенно при движении в Москву. Поезд будет отправляться из Петербурга в 5:40, то есть еще до открытия метро, и прибывать в столицу в 9:47. Отправляться из Москвы поезд будет классическим дневным расписанием – в 13:30 – и прибывать в Петербург в 17:34. Таким расписанием он будет курсировать вплоть до 10 мая (кроме 7 мая), после чего его судьба непонятна.

Перевозчик заявил, что первый вагон открытого типа будет ходить вторым классом (без включенного питания), а остальные вагоны, где по шесть сидячих мест расположено в купе – с питанием. Несмотря на то, что цены на билеты достигали 4000 рублей, почти на все дни они ушли, как «горячие пирожки».

-5

Проблема только в том, что после 10 мая поезда нет в расписании. В релизе РЖД сообщалось, что «о дальнейшем расписании будет сообщено дополнительно», однако до 11 мая остается меньше двух недель, но информации все еще нет. Посмотрим.

Надеемся, что «Невский экспресс» не станет разовой акцией к майским праздникам и займет достойное место среди скоростных поездов на направлении Петербург – Москва.

В конце концов, в том же релизе РЖД писалось, что пока отремонтировали только 10 вагонов, а всего их 28. Так что можно будет составить два, а то и три поезда.