Найти тему

Пророчество о нашем дне. О картине «Страшный Суд» Павла Рыженко

Давно замечено, что подлинное значение некоторых произведений искусства открывается не сразу после их создания, а спустя некоторое время.

Это произошло и с наследием современного художника Павла Рыженко, который работал в стиле классического реализма. Художник – наш современник. Он родился в 1970 году, а скончался в возрасте 44 лет.

Мастер создал множество ярких работ, но поклонников его таланта потрясла одна из фресок, написанная в 2007 году. Называлась она «Страшный суд» и первоначально была выполнена по благословению епископа Зосимы как фреска Кафедрального собора в Якутии. Потом Рыженко переписал ее как полноценную картину.

П. Рыженко. Страшный Суд.
П. Рыженко. Страшный Суд.

Автор говорил, что был вдохновлен храмовой росписью В. Васнецова, но стремился обратиться к своим современникам – людям 21 века.

Художник попытался рассказать о правде, видя в событиях, происходящих в мире, духовную составляющую.

Итак, автор выбирает момент, когда звенят трубы Архангелов и люди, жившие на земле, призваны к Божьему Суду. Могильные плиты раздвигаются, опрокидываются кресты и памятники, и воскресшие видят Господа Иисуса Христа и его Матерь в фаворском свете, святых, ангелов, небесных воинов, среди которых явственно можно различить римских легионеров, уверовавших в Спасителя, и русских воинов всех веков: от ратников Киевской Руси до десантников 6-й роты, которая погибла в Аргунском ущелье.

В центре картины стоит кающийся грешник. Художник изобразил в его облике самого себя. Человек в белой рубашке бледен, растерян и испуган, он смотрит на весы, на одну чашу которой ангел опускает сверток с его благими деяниями, а в другую бес уже положил его грехи. «Черная» чаша перевешивает, другие бесы тянут ее вниз крючьями, они торжествуют, ожидая скорой добычи, но никто не знает, сколько будет весить «белый» свиток, опускаемый ангелом.

А с двух сторон по правую и по левую руку грешника изображено два мира: святая Русь и западная цивилизация. Художник фактически рисует «Рай» и «Ад», противопоставляя их друг другу. Русь сильна своими святыми и праведниками, а мир западной «Pax Americana» пронизан культом власти и денег, лицемерием и двойной моралью.

Именно за это противопоставление художника бесконечно критиковали. Ведь он смело причисляет свою Родину – Россию к наследникам Царствия Небесного, а в лике западного мира видит страшную усмешку Воланда. Но события сегодняшнего дня показывают, что два эти мира все-таки должны были столкнуться. Наверное, это было неизбежно, ведь их ценности действительно разные.

Давайте повнимательнее рассмотрим обе части этого грандиозного полотна.

С правой стороны (одесную Господа) стоит Святая Русь. Здесь изображен своеобразный Крестный ход, в котором ко Христу идут русские люди, жившие в разные столетия: Серафим Саровский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, семья последнего русского императора. Здесь же святитель Иннокентий (Вениаминов) и патриарх Тихон, простой матрос с подводной лодки «Курск», ценой жизни спасшей человечество от ядерного взрыва, заглушивший страшный реактор, незнакомые люди, мученик Чеченской войны Евгений Родионов, держащий в руках крест.

Тут же восходит из могилы пожилой ветеран, герой Советского Союза. Скорее всего, при жизни он был атеистом, поэтому ко Христу повернут спиной, но он верно служил своему народу, проливал кровь «за други своя», поэтому и его подвиг не забыт Господом. Надежду на его спасение дает сцена у памятника с красной звездой, возле которого стоит девочка в голубом платке и обращает свое лицо на небо ко Христу, молясь за всех защитников Отечества.

П. Рыженко. Страшный Суд. Фрагмент
П. Рыженко. Страшный Суд. Фрагмент

А по левую руку от Господа изображен Ад. Вместо церквей здесь небоскребы (символ утверждения воли человека на земле), статуя Свободы и бесконечные НАТОвские вертолеты, сеющие по всему миру «демократию». Этот страшный черный мир обвивает древний змей, который заставил людей служить ему. Здесь стоит «Новый Вавилон» — место греха и страха. Люди в этом мире служат не Богу, а либеральным ценностям, которые заставляют их подчиняться «золотому тельцу», всю жизнь проводить в удовлетворении собственных похотей, принимать как норму безнравственное половое поведение.

Здесь тоже персонажи разных эпох. Но лица их растеряны и измучены, потому что они не знают любви, а ведают только страх. Это римский воин, фарисей, астролог в одеяниях 15 века, самоубийца, делец с зелеными бумажками в руках, блудница в деловом костюме с бейджиком на груди, к которой тянут руки ее нерожденные дети.

А кругом разбросаны бумажные доллары как символ главной ценности этих людей…

«Страшный суд» — картина пронзительная, она мало кого может оставить равнодушным, ведь, смотря на нее, невольно думаешь, а что бы ты почувствовал, окажись на месте кающегося грешника, чего больше в твоей жизни — добрых дел или грехов?

Сам художник называл полотно «Русская Идея». Он попытался воплотить в красках свое представление о месте России в мире людей и в понимании Господа. И для него наша страна – это воплотительница православного миропонимания, хранительница света Христовой Истины милосердия и любви. Поэтому на полотне столь отчетливо противопоставление «Россия – Запад». По мнению художника, Святая Русь, отзвук которой живет в наших сердцах, призывает к воплощению в жизни «сокровищ небесных», западная же цивилизация стремится утвердиться на «сокровищах земных». Россия не может и не должна следовать западному идеалу, для нее это путь к окончательному распаду и гибели, а также к предательству идеи «Святой Руси».

Отсюда такое созвучие мотивов картины со строками стихотворения Ф. И. Тютчева «Два единства» (1870), который противопоставлял пути государственного строительства России (любовь) и стран Запада (подчинение).

-7

Значение произведения Павла Рыженко заключается в том, что в нем воплотилось русское видение мироздания: понимание национальной идеи, истории и судьбы.

Русские воины, сложившие свои головы на поле Куликовом, защищавшие свою страну в годы Смуты, одержавшие победы в 1812, 1941-1945 гг., в войнах последних десятилетий – живы у Бога, вместе с русскими святыми и праведниками они молятся за Россию, и их любовь и молитва укрепляет наших современников.

Именно этот духовный стержень не даст погибнуть нашей Родине, поэтому она непобедима, несмотря на все внутренние неурядицы и внешние угрозы, которые в огромном количестве встают перед нами сегодня.
Исходя из этого, становится понятно, почему картины Павла Рыженко можно назвать пророческими.

Любовь к Родине вновь становится важным человеческим качеством, именно она дает силы для нового возрождения России, начало которого мы видим сейчас, потому что величие нашей страны заключено в ее народе, в его духовной созидательной мощи, сломить которую невозможно.