Помните, каким было самое первое знакомство доктора Ватсона с Шерлоком Холмсом (я имею в виде советскую экранизацию, ставшую культовой)? Усложню вопрос: а каким было самое первое слово, которое произнёс Холмс в присутствии Ватсона?
Странно, что на это мало кто обратил внимание.
- Нашёл!
- Что именно?
- Формулу! Я нашёл реактив, который осаждается гемоглобином и ничем другим!
Далее, Холмс рассказывает, насколько полезен может быть этот реактив для сыщика в деле раскрытия кровавых преступлений.
И вот тут самое время вспомнить, что нечто подобное в арсенале судебных медиков действительно есть. И называется оно РЕАКТИВОМ ВОСКОБОЙНИКОВА, который состоит из 10 весовых частей лимонной или винной кислоты, 4 весовых частей перекиси бария, 1 весовой части основного или уксуснокислого бензидина (4,4'-диаминодифенила). Все эти вещества смешиваются и хранятся в герметично закрытом стеклянном флаконе, желательно в темноте.
Когда это необходимо, небольшое количество реактива, умещающееся на кончике ножа (0,1-0,2 г), растворяют в 10 мл дистиллированной или кипяченой воды (не обязательно - кипятка). Через 1-2 минуты реактив готов к употреблению. Соскоб крови или ворсинки исследуемой ткани помещаются на кусок фильтровальной бумаги и на него наносится одна капля полученного раствора. В случае присутствия даже незначительного количества крови спустя 15-20 секунд в центре пятна появляется синее окрашивание. Можно смочить реактивом ватный тампон и приложить его к краю исследуемого пятна.
Реактив назван так в честь Владимира Ивановича Воскобойникова (1893 - 1979) русского и советского криминалиста, доктора медицинских наук, профессора. Если верить скупым фактам его биографии, медицинский факультет Ростовского университета он закончил в возрасте 30 лет. Работал на кафедре судебной медицины, был ассистентом биологического отделения Северо-Кавказской судебно-медицинской лаборатории и городским судмедэкспертом. Затем была череда должностей от заведующего кафедрой судебной медицины в Воронежском медицинском институте до главного судебно-медицинского инспектора Народного комиссариата здравоохранения Украинской ССР.
За всю жизнь Владимир Иванович написал около 50 работ по вопросам экспертизы живых лиц, посмертных повреждений, экспертизы трупа новорожденного, травматологии, токсикологии, истории судебной медицины и др.
Но вот что интересно... Его работа «Судебно-медицинское значение предварительных проб на кровь» (диссертация на соискание степени доктора медицинских наук) вышла в 1955 году, в Одессе.
А если верить Конан-Дойлу (точнее, режиссёру Игорю Масленникову, который снял мини-сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»), знакомство главных героев происходит в 1881 году. За 12 лет до рождения Владимира Воскобойникова.
Значит, это либо был совсем другой реактив, либо Масленников просто решил пофантазировать на судебно-медицинскую тему.
Есть ещё ТЕСТ КАСТЛА - МЕЙЕРА, названный так в честь американского химика Джозефа Хоинга Кастла (25 января 1864 - 24 сентября 1916) и немецкого терапевта Эриха Мейера (11 марта 1874 - 1927). Кастл начал, а Мейер закончил разработку теста, позволяющего обнаружить следы крови при разведении в пропорции 1 к 10 000.
Для этого они брали 20 г гидроксида калия, 2 г фенолфталеина и 30 г цинковой пудры. Всё это превращали в суспензию в 100 мл воды и кипятили с обратным холодильником в течение 2 ч (или оставляли стоять на 48 ч) до тех пор, пока раствор не станет бесцветным. Перед использованием 10 мл этой смеси растворяли в 40 мл этилового спирта. Чтобы понять, есть ли в образце кровь, туда капали 2 капли этого РЕАГЕНТА КАСТЛА - МЕЙЕРА и 2 капли 3% раствора перекиси водорода. Появление красного цвета уже через несколько секунд указывало на наличие гемоглобина.
Но и этот тест был разработан лишь в 1901-1903 гг. Что тоже не подходит.
Можно было бы также вспомнить и про ТЕСТ АДЛЕРА, разработанный немецко-чешским врачом-гематологом Оскаром Адлером (1879-1932), который первым предложил использовать для идентификации гемоглобина бензидин. Однако и это открытие датируется 1904 годом. Кстати, как позже оказалось, бензидин является канцерогенным веществом, поэтому за рубежом от него отказались в 1970 годы.
Про РЕАКЦИЮ ГРЕГЕРСЕНА я уже даже и не вспоминаю, потому что, во-первых, она является модификацией ТЕСТА АДЛЕРА, во-вторых, её гораздо охотнее используют не криминалисты, а гастроэнтерологи для определения следов крови в каловых массах, и в-третьих, нигде не расшифровано, кто такой, этот J. P. Gregersen, помимо того, то он написал книгу "Untersuchungen über okkulte Blutungen" (Arch. f. Verdau-Kr. 25:169, 1919). Хотя РЕАКЦИЯ ГРЕГЕРСЕНА ("бензидиновая реакция") упоминается во всех медицинских словарях.
В общем, как ни крути, а получается, что Холмс действительно молодчик, если ещё в 1881 году сумел открыть формулу, позволяющую безошибочно определить, кровь ли это или что-то другое.
А Воскобойников ещё больший молодчик, потому что он наш, как и Василий Ливанов, а ещё потому, что реактив его до сих пор применяется, несмотря на канцерогенный бензидин. Потому что эффективен безмерно!