Найти в Дзене
13-й пилот

Читатели рассказывают. Chetbor "Последний полёт"

На таком типе летал герой рассказа. Фото из свободных источников.
На таком типе летал герой рассказа. Фото из свободных источников.

Самолёт Су-17М4
Не смотря на неоднократно совершенные подвиги нашего замполита, партия как то не жаловало его наградами, занимаясь только банальной его отмазой от очередного авиационного залета и решая попутно вопрос о предоставлении ему 3-х комнатной квартиры (в текущую квартиру все схемы его предпосылок к лётным происшествиям (ПЛП) уже не входили….)

Почувствовав такое доверие, Вася продолжил яростное изучение РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации), надеясь найти место еще для подвигов, на которые звало его горячее политическое сердце. Узнав из РЛЭ, что на самолете есть еще и автоматический заход на посадку, попутно ознакомившись с требованиями КБП (курс боевой подготовки), который предписывал не реже раз в месяц выполнять заход на посадку в автомате, что регулярно выполняли все пилоты, но тильки в ПМУ (простые метеоусловия), чтобы проверить конкретно данный борт, он решил, что время пришло, пора серьезно осваивать авиационную технику. Очередная смена была не за горами, а просто завтра…

Летали мизер, совершенно простой мизер – то есть 250х3, хотя было видно, что давно уже не 250 и явно не 3км видимость. Поэтому командир АП отправил на ПРП (помощник руководителя полётов) штатного РП, а зам командира АП посадил на его место. Тихой сапой пилотский народ исправно докладывал, что все хорошо у нас на ПК (посадочном курсе) – то есть 250х3 и продолжал сопеть в две дырочки, отыскивая огни прожекторов уже после БПРС (ближняя приводная радиостанция, штатно 1 км от торца взлётно- посадочной полосы (ВПП))…

Когда очередной самолет показался из дымки, то летел он как-то странно – можно сказать почти вертикально и нормальный ход полетов разорвала команда ПРП – «ОБОРОТЫ–Ы–Ы!!!!!!», после чего самолет рухнул до ВПП с непостижимым для понимания углом тангажа и покатился к началу ВПП, плавно опуская нос…. Пилот подумал - если даже если не понял, что РП сказал - все равно надо выполнить сказанное…
Далее самолет катился уже мимо ошалевшего штатного РП, который не мог поверить в происходящее…во сука, до полосы грохнулся…
Пробегая мимо КДП (командно-диспетчерский пункт), из самолета вышел ТП (тормозной парашют), который наполнился, правда ГРП (группа руководства полётами) отметила, что в конструкции самолета появилось нечто новое , но оценить новшество не успела – самолет убежал дальше…
РП пробурчал в громкую – «Объективный, посадочку 722 посмотрите…»
Ну и енто, хорошо, ну сел до ВПП наш славный партийный отрок, ну ему не впервой рисовать схемы, гы-гы, подумал зам на КДП и успокоился, ведь полеты продолжались, молодняка еще было в воздухе достаточно…
Заруливающий на ЦЗ (центральная заправочная) самолет встречал техник, который после открытия фонаря прицепил на борт стремяночку и взобравшись на неё спросил:
- Все нормально?
- Матчать — песня! – ответил Вася, – в автомате ведет до самой полосы!!
Техник вернулся на бетон и терпеливо ждал, пока пилот покинет самолет и распишется в ЖПС (журнал подготовки самолёта). После чего пошел готовить самолет к следующему вылету, подтаскивая ТП в хвосту. Тут он остановился, затем из его рук выпал ТП, далее раздался нечеловеческий вопль, в котором явно не было даже намеков на знание русского языка…
Стоянка замерла, потому мнение техника об увиденном было слышно даже на другом конце ЦЗ, народ потянулся к самолету. Эпитеты выражений подходящего люда, после увиденного, убили Горького и Пушкина на раз, даже не дав им вздохнуть…

Хвостовой обтекатель створок реактивного сопла (СРС) и местами обшивка фюзеляжа были порваны на клочки и торчали во все стороны, но в основном вверх под 60-70градусов. Конструкцию хвостовой части двигателя можно было изучать на месте – не фуй ходить в ТЭЧ (технико-эксплуатационную часть), всё прямо тут и перед глазами. Понять, кто и как это сделал - пока не представлялось возможным…

Опытный воздушный волк – инспектор из корпуса - не дал уйти виновнику торжества и тянул за рукав замполита назад к самолету, который еще не понимал, чего народ кучкуется у его самолета…
Инспектор, оглядев внешний вид хвостовой части, сказал замполиту, мол, тянет на поломку, как минимум, ну, что курепчик, это, наконец-то, поставит жирную точку в твоей лётной карьере.
Замполит как-то сник, начал мотать головой, что невиновата она, что самолета виновата, сама в автомате летела, а, мол, я только в нем сидела…
Инспектор не зря носил гордое звание — инспектор, спустя некоторое время неведомыми всем остальным путями, замполит прямо на крыле этого самолета, написал и объяснительную, и рапорт, где указал, что жить он еще желает, а вот летать – нет.
Полеты потихоньку завязали и теперь все ждали данные ОК (объективный контроль) и результаты осмотра самолета…

Из акта расследования:
«.. заход на посадку выполнялся в автоматическом режиме, который был включен летчиком на дальности 16-17км на посадочном курсе. Полет на ПК, выпуск шасси и механизации были выполнены при автоматическом управлении самолета, что привело к триммированию РУС (ручка управления самолётом) к усилиям близким к околонулевым. При снижении по глиссаде контроль за скоростью полета был упущен, что привело на планировании к падению скорости менее установленной.
Фактически проход ДПРМ в автоматическом режиме на выполнен на высоте 220м, скорости 330км/час, угол атаки по УУАП-72 (указатель углов атаки и перегрузок) составил 14 градусов (вместо установленной высоты 200м и скорости 370км/час). Дальнейшее снижение до БПРМ выполнялось также с падением скорости и удержанием высоты полета от команд САУ (система автоматического управления).
Проход БПРМ выполнен на высоте 50-60м, скорости 280-285км/час, угол атаки по УУАП-72 составил 22-24 градуса (вместо установленной скорости 330-340км/час).
После неустановленной правилами радиообмена команды «ОБОРОТЫ», которую дал штатный РП, который находился на рабочем месте ПРП, летчик убрал обороты на МГ и выключил автоматический режим САУ.
В этот момент высота была порядка 30-35м и скорость 240-250 км/час, датчик углов атаки УУАП-72 показывал предельные значения 30-32 градуса.
Самолет начал интенсивное снижение с дальнейшим падением скорости. Летчик отклонил РУС до упора на себя, что позволило замедлить вертикальную скорость. Приземление произошло до ВПП 45м с первоначальным касанием земли хвостовой частью самолета на скорости порядка 215-220 км/час, перегрузка 1,8 ед, угол атаки не представляется оценить, так как датчик встал на упор в момент отключения САУ. Затем произошло касание задней частью левого ПТБ (подвесной топливный бак), затем правого ПТБ, затем касание колесами основных стоек шасси. При движении в данном положении произошло касание технологическим кронштейном на нижней части фюзеляжа установленного на 41 шпангоуте и тросом АТУ (аэродромное тормозное устройство).
При дальнейшем движении произошло разрушение обшивки съемного заднего обтекателя хвостовой части самолета за счет его выдирания зацепившимся тросом АТУ.
После выхода на ВПП произошло опускание носового колеса при полностью взятой РУС на себя. Выпуск тормозного парашюта произошел штатно….»
«Причиной поломки самолета явилось отсутствие контроля за скоростью полета при выполнении захода в автоматическом режиме.»

Самолет оттащили в ТЭЧ, где он, бедняга, долгое время ждал, когда привезут из Барановичей новый обтекатель на хвост.
Сила партии была велика, она нашла совершенно «никому не нужный хвост» на АРЗ (авиаремонтный завод), организовала его доставку в ТЭЧ полка, но откупилась своим членом. Ибо в партии тоже были не дураки и понимали, что в этот раз их человек выстрелил себе в висок, но по божьему провидению произошла осечка. А просто так там на небе осечки не раздают, значит надо парня чехлить, что и сделали…