Всем привет. Продолжая тему биологических оружий, стоит упомянуть, что всё же есть люди, которые больше заинтересованы в производстве биооружий на основе вирусов, которые военные навряд ли будут использовать из-за их высокой частоты мутаций. Это биотеррористы, конечно, о них говорят редко, так как каких-то особо крупных биотеррористических атак не наблюдалось, но всё же иногда о них возникает много вопросов, кто они такие? Почему используют настолько неуправляемое и опасное оружие? И как вообще можно создать биооружие вне каких-то исследовательских институтов? Обо всём этом мы сегодня поговорим.
Друзья! В связи с тем, что Яндекс.Дзен перешел на подписочный формат, группа научно-популярных каналов Яндекс.Дзена сделала список интересных каналов, посвященных науке и не только. Список опубликован в данной статье на канале "Полтора инженера". Также большой пополняемый список хороших научно-популярных каналов есть на канале “Новости популярной науки”. Спасибо за поддержку.
Определения и т.п.
Как обычно, начнём с определений, чтобы понимать, о чём мы вообще говорим. Биотерроризм — разновидность терроризма, только вместо огнестрельного оружия и СВУ (самодельные взрывные устройства) применяются патогенные микроорганизмы, их токсины или отравляющие химические вещества. Чаще всего под понятием "биотерроризм" всё же понимают использование патогенных микроорганизмов.
Собственно, первый вопрос, который чаще всего возникает, — "а как можно создать патоген вне каких-то биолабораторий? Очень просто, создать свою биолабораторию. Создавать взрывные устройства — тоже дело не простое, нужны знания; собственно, и для синтеза опасных микроорганизмов они тоже нужны, и даже чуть меньше оборудования. Полимеразная цепная реакция для работы с геномом, культуры клеток (если вирусы) или чашки Петре с питательной средой (если иные виды микроорганизмов, кроме прионов). Геномы различных патогенных микроорганизмов есть в свободном доступе, например тот же генобанк, где собраны генетические последовательности самых различных организмов, ну а на различных научных сайтах присутствуют статьи с антигенными свойствами выделенных культур или изолятов того или иного микроорганизма. С одной стороны, это правильно и удобно, когда какой-нибудь очередной диссидент скажет "патоген не был выделен, а его геном не был секвенирован!", можно скинуть ему геном данного патогена и одну из таких научных работ, с вопросом "а это тогда что?". Но, к сожалению, и это одновременно является общедоступной инструкцией, как выглядит патоген и как его нужно синтезировать. При должных знаниях и наличии оборудования синтез подобных опасных биологических агентов становится довольно простым. Проблемы возникают только с генетическими модификациями, поэтому чаще всего используются природные патогены, без сторонних генетических модификаций. Второй возможный вариант — похищение образцов патогена из лабораторий. Более сложный способ, но тем не менее (особенно если лаборатория занималась исследованием биологического оружия) можно получить даже более опасный штамм того или иного патогенного микроорганизма.
Второй вопрос: а зачем? Ведь патогенные микроорганизмы не будут разбирать, кто есть кто, и могут устроить крупную вспышку. И я сам об этом писал. А терроризм и никогда не славился избирательностью. Вспышка какого-то опасного инфекционного заболевания приведет к хаосу, который террористам и нужен. Поэтому да, в отличие от военных, которым не очень нужно, чтобы территория противника была долгое время недоступна из-за вспышки инфекции, а ещё меньше нужно, чтобы от их биологического оружия пострадал кто-то кроме сил противника, у террористов таких ограничений нет.
Биотеррористические атаки в истории
Ну и часто спрашивают, а были ли вообще какие-то биотеррористические атаки или это только предположения, что кто-то сможет использовать инфекционные микроорганизмы? Конечно, таких атак было не так много, но они были.
Один из самых недавних случаев был в 2001 году. Атака больше известна как "Amerithrax" (от слово Amerika - думаю, что такое Америка, объяснять не нужно, и Anthrax - сибирская язва). Тогда Американский учёный Брюс Эдвардс Айвинс работавший Форте-Детрик через две недели после знаменитого терракта 11 сентября отправил по почте несколько писем в некоторые новостные издания. Письма содержали в себе споры сибирской язвы. При разворачивании письма споры рассыпались в воздухе и человек невольно вдыхал их, что приводило к заражению.
Также было отправлено ещё несколько писем двум сенаторам демократической партии. Однако так как корреспонденцию вскрывают секретари, а не сами сенаторы, то и сибирской язвой заразились секретари сенаторов. Всего в ходе атаке было заражено около 22 человек, 11 из которых имели легочную форму сибирской язвы. 5 из них умерло. Расследование дела началось в 2005 году, и было два главных подозреваемых. Стивен Хейтфил, которого позже оправдали, так как не нашли доказательств его причастности к атаке, и Брюс Айвинс, который и был причастен к атакам. Сам Брюс не дожил до оглашения приговора, так как совершил суицид путём передозировки лекарственными препаратами в 2008 году. В 2009 году на основе анализа ДНК с ампулы со спорами сибирской язвы из Форта-Детрик он был признан единственным виновным в тех атаках. Хотя в 2011 году Национальная академия наук выразила сомнения в виновности Айвинса. Одним из доказательств его причастности было то, что в террористической атаке применялся особый лабораторный штамм сибирской язвы, именуемый как "штамм Эймса", и Национальная Академия Наук это подтвердила, но выразила сомнения, что это был именно тот штамм из Форта-Детрик.
Вторым крупным, но менее опасным биотеррористическим актом стал акт в Те-Далсе. Одна секта не получила разрешение на строительство своей общины и решила продвинуть двух своих кандидатов на предстоящих выборах. Первым планом, который должен был обеспечить их победу, стал подкуп бездомных из города и ближайших округов, но было введено требование, из-за которого их нельзя было зарегистрировать как избирателей. Тогда пришлось действовать по старинке, просить своих адептов проголосовать за этих кандидатов, но этого было слишком мало, и главам секты пришла гениальная идея — снизить явку на выборы. Одна из медсестёр закупила сальмонелл — грамотрицательных бактерий, вызывающих у людей различные кишечные инфекции, в импровизированной лаборатории культивировала и добавила в специальную жидкость, которую потом адепты секты использовали для заражения населения города.
Вначале они пытались заразить бактерией ручки дверей и товары в продуктовых магазинах, но желаемого результата это не принесло. Тогда они решили заразить систему водоснабжения города, а также несколько ресторанов общепита. Адепты носили с собой специальную емкость с жидкостью и бактериями, которую они либо старались тихо разбрызгать по еде, либо подливали её в заправку для салата. Серьёзно заболели около 150 человек, потребовались госпитализации, а к концу месяца всего было зарегистрировано 751 случай острого гастроэнтерита. К счастью, смертельных случаев не было, хотя одна из зараженных была беременной и заразилась как раз за две недели до рождения ребёнка. Новорожденный оказался также заражен и у него были крайне низкие шансы на выживание, но к счастью, и он поправился. Собственно, долго держать в тайне факт причастности общины Раджина к этому акту не получилось, местные очень быстро предположили, что именно она причастна к заражению людей и договорились между собой сделать так, что их кандидаты не получили ни одной должности. В ходе расследования первым предположением было несоблюдение работниками ресторанов санитарных норм, так как они заболели раньше остальных. Но позже было проведено более тщательное расследование с помощью экспертов из CDC (ЦКЗ - он же Центр по контролю за заболеваниями). В итоге двоих глав секты осудили за покушение на 29 лет, ну а к самой секте начали относиться с опаской.
Кроме этого, были ещё разные не особо примечательные случаи. По сути, в современном мире биотерроризм редкое явление, но тем не менее существующее.
Предпосылки и методы борьбы с биотерроризмом
Впервые о возможности крупных биотеррористических актов заговорили в 2002 году, когда в лабораторных условиях был синтезирован первый синтетический вирус полиомиелита. А в 2018 году Канадский вирусолог Дэвид Эванс провел примечательный эксперимент с восстановлением вируса лошадиной оспы. Суть эксперимента была в том, чтобы сделать это "на коленке", т.е. без какого-то лабораторного оборудования, которое тяжело заполучить вне лаборатории и не прибегая к расшифровкам геномов, которые есть у учёных в лабораториях. То есть Дэвид Эванс мог пользоваться только тем оборудованием, что можно купить обычному лаборанту и при этом пользоваться только общедоступными расшифровками генома. В результате, конечно, не легко, но всё же у Дэвида получилось синтезировать вирус лошадиной оспы, что явно показало, что человек, обладающий знаниями синтеза патогенов в лаборатории, при желании способен синтезировать патогены и в подпольной импровизированной лаборатории.
Конечно, от биотерроризма создаются разные меры защиты. Покупки лабораторного оборудования отслеживаются, а некоторые компании, производящие его, встраивают геолокаторы и специальные алгоритмы, которые при попытке синтезировать какой-то опасный патогенный микроорганизм подадут сигнал с координатами в ближайшее отделение службы безопасности. Естественно, меры не стопроцентны, любой компьютерный алгоритм можно взломать и отключить, а любой товар можно купить тайно, ну а собственно, почти ничего стопроцентно эффективного в мире не существует.
В 2020 году произошло то, что по некоторым предположениям может увеличить количество биотеррористических актов в будущем - пандемия COVID-19. Мир показал, что он не готов к вспышкам инфекций даже такого масштаба, что уж говорить про более опасные инфекции.
Спасибо за прочтение, не болейте!
P.S. Если нашли в статье ошибку
Если вы нашли в статье ошибку (неверно назван термин или описан процесс), сообщите об этом в комментариях, информация будет исправлена
#эпидемии #пандемии #биотерроризм #терроризм #вирусы #инфекции