Резонансное заявление министра просвещения РФ о введении изучения истории с первого класса вызвало бурное обсуждение в российском обществе
ИА FederalCity попросило прокомментировать идею депутата Мосгордумы, доктора педагогических наук профессора Любовь Никитину.
Напомним, глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов заявил на первом всероссийском школьном историческом форуме "Сила в правде!", что ведомство намерено ввести изучение истории с первого класса школы.
"Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память. Мной принято решение, что историческое образование начнется в школах с первого класса", – сказал Кравцов.
Он отметил, что министерство не допустит, чтобы при изучении отечественной истории как-то по-плохому относились к народам Белоруссии, Украины.
Как пояснили в пресс-службе Минпросвещения РФ, инициатива подразумевает "использование всех возможностей школьной программы". Сейчас систематическое изучение истории в школах РФ начинается с 5 класса.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил пригласить Сергея Кравцова в нижнюю палату для обсуждения формата уроков по историческому просвещению с первого класса. Политик считает, что надо обсуждать, "что будут преподавать, как будут преподавать". По словам Володина, депутаты ранее обращались к Кравцову по поводу исторического просвещения в начальной школе, министр такую инициативу поддержал. Володин считает, что это поможет сформировать мировоззрение ребенка с первого класса.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, комментируя идею Кравцова, сказал, что Министерство просвещения РФ может принимать такие решения, как введение курса истории в школах с первого класса, а сами дети интересуются всем тем же, что и взрослые. Однако главные события, с которыми стоило бы знакомить в начальных классах – из истории Отечества, добавил Песков.
Позднее Кравцов пояснил, что введение отдельных уроков истории с первого класса в школах не планируется, изучать ее будут в рамках других предметов.
"У нас с первого класса будет историческое фактически просвещение. Не уроки истории", – отметил министр.
В комментарии ИА FederalCity Любовь Никитина отметила, что сейчас все стараются внести свой вклад и быть полезными в ситуации, когда народ, президент и правительство напрягают все силы для того, чтобы обеспечить победу в ситуации, в которой страна и народ оказались.
Департаменты и министерства образования по всей стране тоже стремятся показать, что они ситуацию понимают и готовы участвовать в ее разрешении.
"Министр просвещения сделал несколько заявлений, которые общество удивили. Потом пришлось комментировать это событие на высоком уровне. В частности, это сделала президент Российской академии образования Ольга Васильева, высказался также спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, средства массовой информации стали собирать экспертные мнения, чтобы понять, что происходит. Такова диспозиция.
Я могу сказать, что сам министр просвещения Сергей Кравцов в своем выступлении и в комментариях назвал инновации, которые он предлагает, по-разному. Он сказал об историческом образовании, которое начнется в школе с первого класса, но поспешно уточнил, что дополнительно уроки для преподавания истории в начальных классах вводиться не будут. И поэтому он подчеркнул, что в начальной школе будет проводиться историческое просвещение. А полноценный курс истории, как и раньше, будет начинаться с пятого класса. Фактически, это отступление назад. Возможно, его поправили", – отметила Никитина.
Она подчеркнула, что согласно школьной программе, систематическое историческое образование начинается с пятого класса. Но это не значит, что в начальной школе совершенно не касаются истории.
"Например, сейчас преподносятся знания по истории, которые ребёнок может связать со своим личным жизненным опытом. Опыт этот совсем мал, поэтому речь идет о том, чтобы опираться на то, что ученикам близко, знакомо – это история семьи, родного края. Исторические знания в начальной школе уже сейчас проходят в рамках ступеней "Я и моя семья", "Мир вокруг нас", "Место, где я живу", "Родной край – малая Родина". Тут формируется ряд умений, которые потом станут базовыми при переходе к систематическому изучению курса истории с пятого класса. Тут появляется представление о хронологии, соотносится год с веком, тысячелетием. Может быть, некоторые ребята даже готовы посмотреть на историческую карту. Можно также давать задания, которые позволяют апеллировать к истории своей семьи. Поэтому, я думаю, общество напрасно напугалось", – отметила педагог.
По мнению Никитиной, общество в заявлении Кравцова увидело, что "управляющая элита наконец-то спохватилась и поняла, что в законе об образовании практически нет ничего о таком мощном ресурсе социализации подрастающего поколения, как воспитание, о чем и ученые, и практики говорили все последние 30 лет".
Педагог отметила, что попытки восполнить пробел предпринимались неоднократно, и она участвовала не менее чем в десяти проектах, которые пытались подступиться к этой проблеме.
"Но если общество не смогло выработать единую идеологию, которая была бы понятна и воспринята всем народом, то не надо быть большим специалистом, чтобы понимать, что практические вопросы относительно воспитания будут повисать воздухе, потому что у них не будет идеологического фундамента. Воспитание всегда идеологично", – подчеркнула собеседница ИА FederalCity.
"[После заявлений Кравцова] общество возбудилось потому, что понимает, какой мощный воспитательный смысл заложен в историческом знании, в историческом образовании. И историческое образование, историческая просвещение – это обоюдоострый меч. И мы, пусть и отрывочно пока, увидели, чему учили и как воспитывали подрастающее поколение в течение последних десятилетий на Украине, и ужаснулись. Вырастали люди, для которых за 10–12 лет главной жизненной идеологией стало "Режь русню!" Вот этот результат нас ужаснул.
Для большой части образованного российского общества также стало большим шоком узнать и то, что нас, оказывается, не любят и даже ненавидят, и даже наши деньги, которые мы готовы тратить в туристических поездках, уже не так сильно привлекают, и большая часть цивилизованного мира готова потерпеть трудности и неудобства, но выразить свое презрение "к этим русским".
Чиновники, отвечающие за идеологическое наполнение официального контента, стараются предложить какие-то решения. Но я не думаю, что предложенное [министром просвещения] решение будет реализовано в полном объеме. В конце концов школа и образование – это самые консервативные институты, которые только есть, потому что уложить воззрения того или иного чиновника или его представления о правильном и прекрасном в школьную программу и довести до каждого ученика – это надо пройти очень много ступеней, на последней из которых школьный учитель, которых у нас сотни тысяч", – отметила Никитина.
Она считает, что если речь идет об историческом просвещении в начальной школе, то существующий образовательный модуль "Окружающий мир" можно слегка осовременить и найти ответы на вопросы, которые дети даже в таком возрасте уже способны задавать.
"Я прекрасно помню, когда выносили из мавзолея тело вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, было много толкований, а в нашем селе Зюзино, в котором я училась в это время во втором классе, вдруг за одну ночь на постаменте единственного памятника, который стоял в селе, вдруг остался один Ленин. И мне приходилось родителям и другим взрослым задавать вопросы", – рассказала Любовь Никитина.
"Государство не может быть без идеологии, – продолжила Никитина. – И я понимаю как специалист, почему ее до сих пор нет. В обществе, разделенном на антогонирующие классы, не может быть единой идеологии. Это не вера в царя и отечество, которая была до Октябрьской революции. Кроме того, на изживание прививки советскости и коммунистической идеологии не хватило, как полагали, 10–30 лет. Поэтому и кидаются в идеологии от одного к другому.
Я знала еще 20 лет назад, что неизбежно мы придем к теме, выраженной ещё Пушкиным в словах "Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам". Потому что ничего не остается, когда в настоящем нет опоры, будущее туманно. Куда обращается взор человека? В прошлое, в историю, там ищется духовная опора, национальные герои, исторические события, которыми можно гордиться. Все это вспоминается, рассматривается и применяется к новым условиям. Это логично, естественно и по-другому не бывает. Но это должно делаться аккуратно", – подчеркнула педагог.
Любовь Никитина привела пример приобщения школьников к большой истории на примере истории края.
"В годы Великой Отечественной войны Тула не покорилась врагу, немцы не смогли взять город – заняли только окраины. Это город трудовой славы, город оружейников, кузнецов, рабочих династий, семей, которые живут там не одно поколение. Здесь есть Ясная Поляна, недалеко Куликово поле. Там есть, на что опираться. Я совершенно чётко уверена, что в каждой местности, в каждом городе, в каждом селе всегда найдётся, на что опереться, и вся проблема в том, чтобы аккуратно и бережно соотнести малую историю – историю семью, местности, где ты живёшь – с большой историей. И при этом очень аккуратно говорить о наполнение понятий "народ", "родина", "государство", "историческая преемственность", "братские народы". Ввести можно все, что угодно, только школа и образование – это такие пласты, которые не повинуются взмаху волшебной палочки чиновника", – полагает Любовь Никитина.
Говоря об историческом просвещении, собеседница ИА FederalCity отметила также, что камнем преткновения здесь сегодня стало издание детской литературы, которое, по словам Никитиной, "загнано государством в тупик".
"Я бы своим детям и внукам с удовольствием покупала книжки, которые в художественной форме рассказывают о событиях отечественной истории. И где они? Нет поддержки книгоиздания, а правила, которыми регламентируется издание детской литературы, содержат несколько сотен позиций, что делает практически невозможным их выполнение и издание детских книг. Это очень дорого и невыгодно даже для продавца. Например, в магазинах на полках могут быть только книги текущего года, в крайнем случае предыдущего. Если там лежат книжки, выпущенные два года назад, магазин будет оштрафован каждый раз, когда туда придет проверяющей, что может вылиться в убытки в сотни тысяч. Очень строгие требования относительно шрифта, красок, размера строки, расстояний между словами. И если допущено какое-либо отступление от правил, весь тираж идет под нож. В результате совершенно невозможно развитие детской литературы. Об этом министру просвещения следовало бы задуматься. На каком материале проводить историческое образование и историческое просвещение? Историческое просвещение, тем более воспитание человека, который ощущает себя звеном в цепи поколений, задача сложнейшая, она должна решаться многими средствами, в том числе средствами детской литературы, детского кинематографа", – отметила в заключение Любовь Никитина.
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала
#воспитание #образование #школа #дети #родители #семья