У «благополучного» Евросоюза не меньше проблем, чем у России. В числе главных рисков — энергетический, продовольственный и миграционный кризисы. Ну а мы сегодня поговорим о предвестниках долгового кризиса Еврозоны.
Кстати, ранее мы писали в нашем телеграм-канале, что рост доходности немецких гособлигаций может спровоцировать проблемы у Италии, Греции и Португалии.
Как примирить «богатых» и «бедных»?
История Евросоюза началась с Маастрихтского договора. Он вводил 5 критериев, которым должна была соответствовать страна, чтобы ее приняли в ЕС. Среди них:
- дефицит госбюджета не более 3% ВВП;
- госдолг не более 60% ВВП;
- стабильность валютного курса,
- низкий показатель инфляции;
- ставка по долгосрочным облигациям в определенном диапазоне.
Но стремительное расширение ЕС привело к тому, что изначально заданные требования перестали выполняться. В итоге Евросоюз сегодня представляет из себя микс экономически сильных стран вроде Германии и экономически слабых — вроде Румынии. При этом даже те государства, которые изначально входили в состав Евросоюза, существенно снизили планку. Например, уже в 1996 году Италия соответствовала только одному из Маастрихтских критериев.
На сегодня экономические противоречия между богатыми и бедными странами — одна из главнейших проблем экономики Еврозоны. Стараясь соответствовать социально ориентированным экономикам «богатых» государств, вновь прибывшие члены ЕС существенно нарастили госдолг. Апофеозом стал долговой кризис 2010 года, начавшийся с Греции и Ирландии, а затем распространившийся на другие страны.
Что с долгом в ЕС в 2022 году?
Ситуация все хуже и хуже. В период пандемии страны ЕС существенно нарастили уровни госдолга:
- Греция — до 200% ВВП;
- Италия — до 155%;
- Португалия — до 130%;
- Испания — до 121%;
- Франция — до 116%;
- Бельгия — до 111%;
- Кипр — до 109%;
- Германия — до 69,4%.
Однако важен не только размер долга, но и то, насколько легко дается его обслуживание. Это можно понять, например, по данным о доле процентных платежей в ВВП страны.
Так, у Греции это 2,6% ВВП (оранжевый график на рис.3), у Италии 3,5% (зеленый график на рис.3), у Португалии 2,6% (красный график на рис.3). А у Германии 0,6% ВВП (синий график на рис.3), согласно данным ЕЦБ на конец 2021 года.
Но ВВП — это всего лишь произведенный продукт за год. Такой показатель не отражает реальных располагаемых у государства средств для погашения своих долгов.
Есть еще коэффициент обслуживания долга, он рассчитывается как отношение платежей по долгу к экспортным доходам. Но найти данные по нему гораздо сложнее. По информации ООН, Германия платит за обслуживание своего долга порядка 3,4% своих экспортных доходов в год, в то время как развивающиеся страны направляют в среднем по 16%.
Поэтому высоких уровней долга не стоит бояться, но только если ожидается экономический рост, и темп прироста ВВП покрывает расходы на обслуживание долга.
Что же с темпами роста ВВП в Европе?
Годовой рост ВВП в Евросоюзе, по данным на 4 квартал 2021 года, составил 4,8%. При этом экономика Германии выросла на 1,4%, Италии — на 6,4%, Испании — на 5,2%, Греции — на 7,7%.
Однако нынешний год существенно отличается от предыдущего: намечается стагфляция и снижение экономического роста.
Например, прогноз ЕС по уровню ВВП на 2022 год изначально составлял 4%. Греция должна была вырасти на 4,9%, Италия — на 4,1%, Испания — на 5,6%. Но недавно S&P ухудшило прогноз роста ВВП еврозоны в 2022 году до 3,3%
Снижение темпов роста особенно критично для «бедных стран» Европы: у них разница между коэффициентом долга и коэффициентом прироста ВВП может стать положительной. Такая картина наблюдалась в Еврозоне трижды: в период Мирового финансового кризиса 2008 года, в период европейского долгового кризиса 2010-2014 гг и во время пандемии 2020 года.
Повышение стоимости заимствований только усугубляет проблемы экономического роста. Вслед за ростом доходности гособлигаций Германии возрастает премия за риск и для главных должников Европы. Так, доходность 10-летних гособлигаций Италии за последние 2 месяца выросла уже до 2,5%, Португалии — 1,9%, Греции — 2,8%.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев
#кризис #ес #европа #евросоюз #экономика