Индекс Московской биржи упал почти на 22% с максимумов «новой реальности» 8 апреля до минимумов 19 апреля. Удручающе низкие обороты торгов, в среднем в 7 раз ниже периода до 24 февраля, не добавляют оптимизма ситуации. Давайте разбираться в чем слабость российского рынка?
Рынок утратил ориентиры, за которыми раньше двигался. До спецоперации это были американские и европейские индексы, нефть и металлы. Причем этот триггер реализовывали в основном нерезиденты, арбитражеры, роботы и спекулянты.
В связи с исключением нерезидентов, валютным контролем со стороны ЦБ и полной отвязкой от мировой финансовой системы все это стало неактуальным. Цены на сырье также стали непокащательны по причине нерыночных контрактов и неопределённых физических поставок.
Раньше на рынок действовали корпоративные события и новости. Сейчас же российские компании обрывают связи с инвесторами и отказываются от публикации отчетности. Соответственно,больше нет корпоративных и рыночных ориентиров, за которым рынок может двигаться.
На самом деле это все крайне важно. Ведь вся финансовая индустрия и профучастники была подвязана на отслеживание двух информационных трендов: внешняя рыночная конъюнктура и корпоративные новости. Теперь же у нас нет ни одного, ни другого.
Как итог, система принятий решений разрушается. Больше не к чему привязывать инвестиционные рекомендация и операции. В таких условиях рынок существует в идейном и информационном вакууме. Как следствие, крайняя нервозность участников в поиске определенности, которая находится в денежных и долговых инструментах.
Нельзя не учитывать фактор спекулянтов. Они сужают диапазон цены и повышают ликвидность рынка. Сейчас спекулятивные операции разрешены только Юр лицам, т.е. брокерам, а вот нам, обычным инвесторам, запрещено. И в данный момент мы наблюдаем, как стараниями брокеров, открывших короткие позиции, рынок летит вниз.
Еще один фактор - невозможность оценки финансового положения компаний. До спецоперации финансовые потоки были хорошо прогнозируемыми. Теперь нет. Какая будет выручка у компаний, какая прибыль, как изменятся балансы? Мы ничего этого не знаем. Более того, никто не знает. Все слишком быстро меняется.
Мы все понимаем, что сейчас Россия теряет европейский рынок. Скорее всего потери будут быстрее, чем переориентация на Азию или другие регионы. Многие инвестиционные проекты уже заморожены и находятся в поиске альтернативных поставщиков. Слишком много сейчас неопределенностей.
Не стоит списывать со счетов и отказ или снижение дивидендов. Сейчас дивидендная доходность обнуляется, по причине росте доходности облигаций и депозитов. Это в свою очередь, спровоцирует переток ликвидности из рынка акции в депозиты и ОФЗ, тогда как с 2017 по 2021 все было наоборот.
Также, на рынке около 15% участников торгов (около 25% от активов), которые западно-ориентированы и категорически не принимают спецоперацию и все новости с ней связанные. Это также влияет на настроение рынка.
В долгосрочной перспективе, нельзя тне учитывать, что с нерезидентами что-то придётся делать. Они должны будут выйти из рынка. А также высока вероятность делистинга или даже национализации ряда компаний.
Делитесь мнением, что вы думаете о сложившейся ситуации на Мосбирже?
#финансы #инвестиции #дивиденды #экономика россии #геополитика #финансы с настей