Найти тему
Валерий Грачиков

Незаметные герои, без которых не случилось бы Российской империи

Как мне кажется, без этих железных людей не случилось бы никакой Российской империи. Ведь знаете, сколько шло письмо из Выборга, куда-нибудь в Охотск в первой половине XVIII века? Всего 11 месяцев. Мне даже порой кажется, что Витус Беринг троллил нас, далеких потомков, когда в феврале 1740 года начинал письмо своему другу Гогенгольцу со следующих строк:

«Благородный, высокопочтенный господин резидент,
дражайший друг мой!
Предостойное послание Вашего благородия от 10 февраля 1739 года исправно мною получено 4 декабря того же года…»

А кто же доставил это письмо? Ну в Охотск в то время оно, конечно, попало с оказией. А вообще важную почту, например, указы, доставляли фельдегери – незаметные герои, связывавшие огромную империю воедино.

Ведь не привезет фельдегерь указ – и никто не узнает, что, например, Александр Меншиков больше не генералиссимус, а вор и злодей. Императорский указ о том, что теперь надлежит «не слушать» никаких распоряжений Меншикова изготовили в более чем трех тысячах печатных копиях и отрядили сотни курьеров развести их по стране. Сам указ вышел 7 сентября 1727 года. До Москвы он добрался 16 сентября. До Симбирска - 3 октября, а до Уфы – 8 октября.

В ответ надо было послать расписку, что указ оглашен. Так вот из Уфы и Симбирска ответ вернулся 9 декабря 1727 года, когда в нем уже не было никакой необходимости, потому что Меншиков уже давно находился в ссылке и его приказы в принципе не могли больше исполняться. Он их просто отдавать уже не мог.

Почему так получалось? Ну потому что телеграф и уж тем более Интернет еще не придумали. А почта двигалась примерно со скоростью 10 верст в час. И в лучшем случае гонец без отдыха мог преодолеть около 240 верст за сутки. При Николае I фельдъегеря смогли передвигаться со скоростями до 350 верст в сутки – но это был предел и человеческих, и технических возможностей. Выглядело это так:

«Приходилось в степях, при темноте, сбиваться с пути, предоставлять себя чутью лошадей. Случалось и блуждать, и кружиться по одному месту. По шоссейным дорогам зачастую сталкивались со встречным, при этом быть только выброшенным из тележки считалось уже счастием. Особенно тяжелы были поездки зимою и весною, в оттепель; переправы снесены, в заторах тонули лошади, рвались постромки, калечились лошади…»

И хорошо, если только лошади, а не просто пропадали бесследно. Особенно, если война и надо доставить почту из действующей армии. Одна такая сумка с почтой была найдена совсем недавно в немецких архивах и стала основой для отличной книги и диссертации Д.А. Сдвижкова «Письма с Прусской войны. Люди Российско-императорской армии в 1758 году». Если вдруг не читали – настоятельно рекомендую.

В первой половине XVIII века еще и число курьеров было не то, чтобы велико - их насчитывалось чуть более 2200 человек, поэтому Сенат просил Анну Иоанновну расширить штат еще на 4000 человек. А так как людей хронически не хватало – посылали гвардейских солдат и офицеров. И вот они то и были теми незаметными героями без которых не случилось бы огромной Российской империи. Потому что куда же без почты, писем, указов, распоряжений, донесений и прочего.

----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал.