Найти в Дзене
Навык воспитания

Что делать, если ребенок пакостит: преступление и наказание

Тут должна была быть инфографика по адекватной реакции на проступки ребёнка, но я совершенно не умею рисовать, а в сети ничего похожего не обнаружила 😅
Тут должна была быть инфографика по адекватной реакции на проступки ребёнка, но я совершенно не умею рисовать, а в сети ничего похожего не обнаружила 😅

Я много писала о вреде физического наказания, но - каюсь! - совсем не затронула тему, как же наказывать ребенка можно. 

Самое бесполезное, что вы можете сделать - это читать нотации. Если ребенку больше пяти лет, про опасность ножей и про необходимость рисования в альбоме, а не на обоях он знает и без вас. Просто остановиться не может.

Дело в том, что структуры в коре головного мозга, которые отвечают за произвольность поведения (тот самый самоконтроль) окончательно формируются только годам к четырнадцати. До этого момента поведение ребёнка требует постоянных напоминаний и контроля. 

Короче, читать нотации бесполезно – даже если и запомнит, толку не будет.

Наказывать любым видом насилия – тоже плохая идея. И я не только про физическое насилие, о котором я уже писала, но и о чудных наказаниях из нашего прошлого: поставить в угол, демонстративно не разговаривать, запретить прогулку… Это всё тоже про насилие, только про эмоциональное. 

Так что делать-то? 

Самый простой и действенный способ наказания – наступление последствий. 

Преимуществ такого наказания море:

  • неотвратимо
  • логично
  • готовит к реальному взрослому миру
  • не рушит отношения между родителем и ребёнком (не делает из родителя тюремщика)

Приведу несколько примеров для понимания.

Трехлетка не убрал игрушки? Мама убирает игрушки сама, но не читает книжку – пока убирала игрушки, время на книжку закончилось. 

Пятилетка разрисовал обои? Если обои моющиеся – он их моет. Если красящиеся – он их красит в другой цвет. Если обычные бумажные – что ж, замена обоев идёт в счёт новых игрушек ребёнка, похода в зоопарк и в кино. 

Восьмилетка разбил чашку? Он сам убирает осколки и покупает новую чашку на карманные деньги (если она нужна).

Десятилетка схватил в школе несколько двоек? На выходных семья не идёт в парк развлечений, но не в качестве наказания, а потому, что ребёнку нужно время, чтобы выучить непонятный материал.

Подросток украл у вас деньги? Извини, дорогой, это были деньги на вкусную еду для семьи – теперь мы две недели едим дешёвую гречку с курицей. 

Важные особенности: 

  1. Не злорадствуйте и не обвиняйте. Дети хорошо чувствуют эмоции, а эмоциональная грань между «ты поступил так, будут такие последствия» и «ты поступил плохо, так что тебе тоже должно стать плохо» – довольно тонкая. 
  2. Учитывайте возраст ребёнка. Он должен быть таким, чтобы он действительно мог предугадать, к чему приведёт его поступок. Наказывать двухлетку за то, что он забыл убрать игрушки, не стоит. Лучше сделать это вместе.
  3. Не оставляйте ребёнка с последствиями наедине. Даже подросток не со всем может справится сам. Если ребёнок просит о помощи – стоит помочь. К примеру, если двойка получена за трудную тему, имеет смысл не только оставить ребенка без зоопарка, но и помочь разобрать сложные места.
  4. Не преувеличивайте. Последствия должны быть реальными. Я как-то столкнулась с ситуацией, когда мама подговорила всех родственников и друзей демонстративно закрывать нос рядом с ребёнком, который очень не любил чистить зубы. Типа: «не чистишь зубы – будет пахнуть изо рта». Зубы ребёнок чистить начал, но приобрёл кучу комплексов, тревожность и нарушение речи. Не перестарайтесь, короче! 
  5. Не жертвуйте собой. Если вы и сами очень хотели пойти в кино всей семьей на выходных – найдите другое время для наказания. Не нужно наказывать всю семью, если провинился только один ребёнок. 

А какое наказание из детства больше всего запомнилось вам?

#наказание детей #родители и дети #что делать, если #воспитание #ребенок