Знаете, что меня удивляет? Для общества, которое транслирует идею уникальности каждого человека, люди ведут себя не очень толерантно к другим/чужим реакциям. "В смысле ты реагируешь в ситуации исключительного стресса не так, как я/как принято? Ты че, не алло?"
Чтобы понять, почему в ситуациях исключительного стресса человек реагирует так или иначе, необходимо вспомнить, как, собственно устроен мозг человека, а также знать базовые понятия из теории стресса.
Давайте начнём с простого вопроса, который, казалось бы, никак не связан со стрессом, но все же: как обучается человек, с помощью какого органа? И отчасти верным ответом будет мозг, но лишь отчасти. Потому что на самом деле, мозг лишь обрабатывает информацию, которую он получает из других органов: глаза, уши, руки и ноги. Также можно добавить, что и из других органов чувств. Люди рождаются с преобладающими сторонами: левой или правой. И, честно говоря, это определяется намного сложнее, чем по левой/правой руке. Такое предпочтение называется генетическим доминантным профилем. Эти врождённые доминирующие признаки являются особенно полезными для понимания трудностей в обучении, но также и дают понять поведение взрослых в стрессогенных условиях.
Для того, чтобы понять, как именно мозг обрабатывает информацию, я сперва дам характеристику полушарий.
Левое:
Обработка частей до целого, части речи, синтаксис, семантика, буквы, печатание, числа, поиск различий, контроль чувств, ориентация на язык, планирование и структурирование, последовательное мышление, ориентация на будущее, чувство времени, ориентация на социальную структуру.
Правое:
Обработка целого до частей, понимание языка, метафоры, эмоции, значения, ритм, диалект, вычисления, поиск сходства, свобода чувств, предпочтение рисованию, ручные манипуляции, спонтанность, текучесть, одновременно мышление, ориентация на настоящее, отсутствие времени, ориентация на людей.
Но надо помнить, что также влияют зрение, слух, коммуникация и движение на то, что именно будет обрабатываться мозгом. Подача информация из органов происходит перекрёстным способом, то есть с левой стороны органов чувств в правое полушарие, и наоборот, из правой руки, глаза, уха и ноги в левое.
Существует 32 генетических профиля, которые подробно разобраны и расписаны по специфике обработки и получения информации и, соответственно, реакции на стресс. Во время стресса не доминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему заботится о базовых потребностях (выжить). Это состояние называется односторонний процесс. Вне стресса работают оба полушария и это уже интегрированное состояние, что является ключом к высшему уровню логичного рассуждения и творчества.
Во время стресса, близкому к экстремальному, например, при встрече со смертью, ситуацию под контроль берет доминирующее полушарие и та часть мозга, что отвечает за инстинкты. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, как правильно и морально нужно поступать, но мозг будет диктовать другие сигналы, при этом через определённое полушарие. Так, например, можно думать об аморальности людей, которые, когда горел самолёт, собирали чемоданы, но с тз биологии и физиологии они не могли поступить иначе под страхом смерти.