Армянский народ по праву гордится своим участием в Великой Отечественной войне и тем весомым вкладом в общую победу, которую он внес. Маленькая республика, с численностью жителей менее полутора миллиона человек, отправила на фронт 20% своего населения. Не менее бесценен вклад армян из других республик СССР, а также из Диаспоры. Всего в Великой Отечественной войне приняло участие около 600 тысяч армян, почти половина из которых не вернулась домой. За время войны было создано восемь армянских дивизий. На полях сражений войсками командовали 68 генералов-армян. Армяне дали стране четырех маршалов и одного адмирала. 26 армян стали полными кавалерами ордена Славы всех трех степеней. Высшей степенью отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время, было звание «Герой Советского Союза». За подвиги в ходе войны 106 армян удостоились звания Героя Советского Союза, двое из них – дважды. Но мало кто знает, что еще один наш соотечественник имеет самое непосредственное отношение к этому званию.
Как известно, знак отличия для Героя Советского Союза - это медаль «Золотая Звезда», учрежденная в 1939 году. Автором эскиза этой награды является выдающийся советский архитектор, нор-нахичеванский армянин Мирон Иванович Мержанов (Мигран Оганесович Меружанянц). Отметим, что Мержанов является также автором «Золотой Звезды» (медаль «Серп и Молот») Героя Социалистического Труда. В 1934-41 годах, будучи личным архитектором Иосифа Сталина, он стал автором проектов дач Сталина и других высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье. Тем не менее, профессиональные заслуги не спасли его от репрессий и в 1943-54 годах Мержанову пришлось работать в архитектурных «шарашках» от Сочи до Комсомольска-на-Амуре.
Мирон Мержанов родился 23 сентября 1895 года в основанном армянами городе Нахичевань-на-Дону (сегодня — в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей семье. Отец будущего архитектора приходился дальним родственником прославленному живописцу Ивану Айвазовскому, служил чиновником и был управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске. Забегая вперед скажем, что в семье большое внимание уделяли воспитанию и образованию детей, которые стали талантливыми специалистами — каждый в своей области. Так, Мартын – средний брат, стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 году еженедельник «Футбол», а младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер.
До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской выдающегося архитектора Александра Таманяна (в будущем – автор генплана Еревана), затем был призван в армию, но на фронт попасть не успел. Грянувшая Октябрьская революция вынудила его бежать из голодного Петербурга домой - в Ростов-на-дону. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, Мержанов добровольно вступил в инженерный батальон Белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил свое профессиональное образование в Кубанском политехническом институте и легко вошёл в круг местных профессионалов.
В 1922 году, женившись на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой, Мержанов переехал в Кисловодск где в 1925 году построил собственный дом, ставший его первой самостоятельной постройкой. Далее последовали другие работы: крытый рынок в Ессентуках, здание Госбанка в Пятигорске, один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске и т.д.
В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году получил имя Климента Ворошилова, лично курировавшего строительство. Образ сочинского санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов. В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с Андреем Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине 1930-х годов Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория — «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». В 1933-34 годах Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу - ближнюю дачу в Волынском. Первоначально одноэтажный дом был надстроен до двух этажей в 1943 году, когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но вероятно, что был использован проект самого Мержанова. В 1934 году, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 году — на Холодной речке близ Гагр. Также в 1934 году им был спроектирован санаторий НКВД в городе-курорте Кисловодске. Затем КГБ СССР «Кисловодск». в постсоветское время был передан РАН и стал «Академический». Практически здание санатория пришло в негодность и 30 лет не эксплуатировалось.
В 1938 году Мержанов разработал ряд проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина). Первый вариант представлял собой медаль в виде золотой звезды в обрамлении лаврового венка. Второй эскиз изображал звезду с Кремлевской стеной и Мавзолеем Ленина в центре. Последний набросок отличался, с одной стороны, простотой, с другой – величием подвигов героев. Этот вариант и утвердил Сталин. Окончательный вид новой награды – пятиконечная звезда с двугранными лучами на лицевой стороне. На реверсе – в центре надпись «Герой СССР», в верхней части – номер медали. Звезду изготовили из золота 950 пробы. При помощи ушка и кольца ее соединили с прямоугольной серебряной колодкой. Общий вес нагрудного знака – 34 грамма. Мирон Мержанов также создал два варианта медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Был выбран самый миниатюрный.
После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро «Маяковская» перед историческим собранием 6 ноября 1941 года. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и Каро Алабян остались в Москве.
Всесоюзное признание, заслуги перед страной, дружба с всесильным маршалом Ворошиловым и, наконец, симпатия Сталина не спасли Мержанова от репрессий. 12 августа 1943 года Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 года Мержанов был приговорён к 10 годам лагерей по статье 58, ч. 10 УК РСФСР. Говорили, что поводом стал донос завистников и злопыхателей, настойчиво припомнивших соответствующим органам белогвардейское прошлое Мержанова.
Жена Мержанова умерла в лагерях в середине 1940-х годов. Она была пианисткой. Хрупкая, интеллигентная женщина не выдержала суровых испытаний и ужасов лагерной жизни. Еще одним ударом для Мирона Мержанова стала весть о том, что репрессировали сына Бориса. Сам архитектор, этапированный в хорошо знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был переведён из общего барака лагерным начальством и вновь занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и дом культуры авиазавода. В 1948 году Мержанов был этапирован в Москву, где Виктор Абакумов лично поставил ему задачу — спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Архитектор работал в Сухановской тюрьме и в шарашке в Марфине, где познакомился с Александром Солженицыным. В 1950 году проект был утверждён Абакумовым, и Мержанов приступил к постройке своего крупнейшего и, вероятно, лучшего произведения — санатория имени Дзержинского. Однако вскоре после ареста Абакумова в конце 1951 года Мержанов был отстранён от постройки и до марта 1953 года сидел в Иркутской тюрьме, затем в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954 году).
Несмотря на личные трагедии и жестокие удары судьбы, Мержанов не сломился. Формально освобождённый в 1954 году (год спустя после смерти Сталина) на бессрочную ссылку, Мирон Мержанов обосновался в Красноярске. С 1954 года возглавлял «Красноярскгражданпроект» (главным архитектором города был тоже ссыльный армянин Геворг Кочар). По проектам Мирона Мержанова в Красноярске тогда были построены краевой Дом Советов на площади Революции, Центральный райком КПСС, красноярское отделение Госбанка на улице Дубровинского, главный корпус медицинского института, Дворец культуры завода КрасМаш, пристройка к кинотеатру «Совкино». В 1956 году архитектор был полностью реабилитирован. Из Красноярска он уехал в Москву, работал в Моспроекте-1.
13-ое декабря 1975 года стало последним днем жизни человека, оставившего немалый след в истории Советского Союза. Мирона Мержанова похоронили на Армянском кладбище рядом с матерью и братьями.
#мержанов #героисоветскогосоюза #героиссср #ссср #советскийсоюз #армения #армяне #армянероссии #армянскаяобщина #армянскаядиаспора