Найти тему
Пафнутий (в спячке)

Ангара-1.2 впервые вывела на орбиту полезную нагрузку.

Оглавление

Вечером 29 апреля, с космодрома "Плесецк" стартовала ракета-носитель Ангара-1.2, впервые вывев на орбиту полезную нагрузку - Космический аппарат "Космос-2555". В чём особенность этого пуска? В том, что это первый пуск Ангары-1.2 на орбиту, и первый раз, когда ракета серии Ангара выводит на орбиту настоящий космический аппарат, а не массово-габаритный макет.

Поскольку это был пуск был для Минобороны, о нём мало чего известно. Есть информация, на этой ракете планировали в конце этого года запустить южнокорейский спутник, однако Южная корея по политическим причинам предпочла другую ракету, и на освободившиеся место поставили "Космос-2555". Однако, в точности всё этой информации я не уверен.

До этого Ангара-1.2 совершила только суборбитальный пуск, зато старшая (более тяжёлая версия) ангара уже совершила 3 орбитальных пуска, правда без космических аппаратов.

О "Ангаре" и вообще ракетах-носителях.

О том, как работают ракеты, я надёюсь рассказывать не надо. Поэтому перейдём сразу к делу. Началось создание "Ангары" ещё в 90-х годах, поскольку уже тогда понимали необходимость замены хороших, но устаревших советских ракет.

Небольшое отступление: Пожалуй самой важной характеристикой РН (ракет-носителей) является массой полезной нагрузки (грузоподъёмность) - проще говоря насколько большой и тяжёлый аппарат можно запустить на орбиту. По этому параметру РН можно разделить на такие группы: Сверхлёгкая - до 1 тонны на НОО (низкую околоземную орбиту); лёгкая 1-10 тонн на НОО; средняя 10-20 тонн; тяжёлая 20-100, и сверхтяжёлую 100+.

Изюминкой РН Ангара должна была стать модульность - из одних и тех же частей, планировали делать РН лёгкой, средней, и тяжёлой грузоподъёмности. Такими частями должны были стать - УМРы (универсальные ракетные модули), а именно УРМ-1 (большой, для первой ступени), и УМР-2 (небольшой, для второй и третей).

Взято из Википедии. Два крайних варианта - дополнительные, на которые упор не ставился.
Взято из Википедии. Два крайних варианта - дополнительные, на которые упор не ставился.

Лёгкая Ангара состояла бы из одного УМР-1 для первой ступени, и одного УРМ-2 для второй ступени; средняя Ангара из получила бы два дополнительных УРМ-1, прикреплённых к центральному с двух сторон, а тяжёлая состояла бы вообще из 5 - центрального и 4 боковых. Поэтому их так и назвали Ангара-1, Ангара-А3 и Ангара-А5. (Откуда взялось "А", не спрашивайте, сам не могу скумекать).

Идея была отличная, а вот реализация подвела. Проект превратился в очередной долгострой, а Ангару-А3 в 2014 вообще отменили, выбрав на этот уровень полезной нагрузки другую ракету. Осталось всего два варианта - Ангара-1.2 (модернизированная) и Ангара-А5. Первые пуски Ангары совершили в 2014 году (Ангара-А5 на орбиту), а Ангара-1.2 по суборбитальной траектории. Однако в связи в переносом производства в Омск (довольно правильное, хоть и запоздалое решение), испытательные пуски приостановились, не успев толком начаться. Возобновились они только в 2020 году, когда Ангара-А5 удачно вывела на орбиту массово-габаритный макет (ключевое слово "макет"). Потом тяжёлая Ангара полетела в 2021 году, а сейчас и лёгкая полетела.

Сейчас Ангара представляет из себя скорее не семейство ракет носителей "всех грузоподъёмностей", а семейство тяжёлых РН, с одной лёгкой в качестве бонуса. Нет, я не оговорился, когда сказал "семейство" второй раз. Появилось несколько модификаций Ангары-А5:

  • Ангара-А5М - отличается от обычной модифицированными двигателями, улученными за 20 лет разработки. Первые пуски планируются в 2024 году.
  • Ангара-А5П - тоже с модифицированными двигателями, но упор поставлен на безопасность пилотируемых полётов, именно на А5П будут запускать новый отечественный КК "Орёл".
  • Ангара-А5В - С сильно повышенной массой полезной нагрузки ( с 24 тонн, до 38), за счёт замены УРМ-2 на кислородно-водородную (другое, более эффективное топливо) ступень.

Раз уж речь зашла про топливо, скажу что на Ангаре используется экологически чистое топливо "керосин-кислород", а не ядовитое, как на тяжёлой РН "Протон", летающей ещё со времён СССР.\

Надеюсь, что ничего не забыл рассказать, и пояснить. Хотя, зная себя...

Перспективы:

Я предполагаю, что будущее у этой ракеты будет большое и долгое. Не потому что, Ангара настолько хороша, а потому что делать ей замену никто не будет (И правильно, затратно это). Правда есть у Ангары один существенный минус - Цена. На космическом рынке она конкуренцию Маску и Наса скорее всего проиграет. Хотя, верить в чудеса никто не запрещал. А там может и возвращаемые ступени "Байкал" доделают.

Вообщем - Ангара бесспорно необходимая, и хорошая ракета носитель. Однако можно было сделать лучше, и это тоже бесспорно.

Вывод

А вывод я придумать не успел. И поскольку не хочу затягивать сроки выпуска статьи вправо, останусь без вывода. Хотя... Вывод такой - не надо затягивать сроки вправо, это может плохо отразиться на проекте. И да, я знаю, что все это знают.

Ладно, я со свеми прощаюсь, и могу обнадежить ждущих винтажку...

Наука
7 млн интересуются