Продолжаем разбираться, почему «всё так Х?» Почему носки рвутся, автомобили ломаются, дети толстеют, станы воюют...
Для этого в предыдущих блоках мы исследовали, как должна работать «невидимая рука рынка», какие групповые нормы отличали успешные в рынке сообщества, заметили, как возникновение очагов «гниения» стало причиной появления «новых идей».
Мы начали знакомиться с миром этих «новых идей», чтобы понять, почему и для чего внешне вполне успешная рыночная экономика была разрушена и заменена плановой. Познакомились с некоторыми людьми, которые призвали в Европу призрак коммунизма, узнали кем был и как жил Карл Маркс, и кто сумел создать из него нового мессию. Теперь разбираем по полочкам его работу «Капитал» – «библию рабочего класса».
Надо понять, о чём эта книга на самом деле. Ведь, возможно, учение Маркса просто сильно исказили пытаясь построить новую экономику.
Возможно, эта книга приблизит нас к ответу на вопросы «Почему всё так Х?» и «Что не так с этим рынком?»
ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ ГЕГЕЛЯ.
РАЗНИЦА В ПОДХОДАХ СМИТА И МАРКСА.
АТОМИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
1. Понятие отчуждения
Пожалуй, стоит начать с базового понятия отчуждения, которое Маркс позаимствовал из философии Гегеля. А до Гегеля кто только не рассуждал на тему отчуждения: Фихте, Шеллинг, Гельвеций, Кант, Руссо дальше следы теряются.
В самом тексте «Капитала» на теме отчуждения автор не делает сильных акцентов, полагая, наверное, что это и так всем понятно. Но в более ранних своих работах молодой Карл уделяет отчуждению много внимания.
«Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека».
К.Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г. Отчуждённый труд»
Именно отчуждение труда от самого работника составляет суть продажи рабочей силы, на чём Маркс и построит свою теорию прибавочной стоимости.
Во второй главе мы разобрали, что у Адама Смита бэкграундом всей его системы является понятие симпатии. На симпатии основано формирование нравственных чувств. Участники рыночных отношений заботясь «о соблюдении своих собственных интересов» не выпускают из вида, что «преследование личных целей должно определяться скорее общими правилами нравственности, чем нашим пристрастием к самой цели».
У Маркса же всё наоборот. Он рассматривает взаимоотношения на рынке через призму тотального отчуждения.
Итак. Работник отчуждён от средств производства.
Труд отчуждается от работника и переходит в товар.
Что там дальше с товаром?
Читаем «Капитал».
<<Ранее | Далее>>
Оглавление
#карл маркс #капитал #экономика #гегель