Ярославль знаменит своими памятниками XVII века. Вместе с тем, немалое своеобразие столице Золотого Кольца придают строения 1930-х - 1950-х годов, в народе образно именуемые «сталинками».
Конечно, своим масштабом и этажностью они не могут сравниться с московскими высотками. Однако среди них также встречаются незаурядные образцы «советского ампира».
Так, ярославский дом № 6/10 на улице Советской во многом созвучен известному дому Моссовета на Моховой. В облике обоих строений доминируют роскошные коринфские колоннады со вписанными в них ярусами балконов и фигурными балюстрадами.
Московская многоэтажка построена по проекту советского мэтра И.В. Жолтовского в 1934 г., то есть на три года раньше.
И в принципе, ярославский архитектор С.В. Капачинский мог ориентироваться на столичный образец.
Но нельзя исключить, что оба зодчих, независимо друг от друга, вдохновлялись обликом ренессансного палаццо Капитанио, принятого за канон «сталинского ампира».
Еще один такой же дом находится в Ярославле по адресу: проспект Ленина, 18 (1938-1941). Единственное его отличие состоит в том, что в центральной нише вместо статуи обнаженной девушки красуется фигура Фемиды с весами.
Особую выразительность строению придают торжественные колоннады, развернутые вдоль городских проспектов.
Нужно сказать, что ярославские «сталинки» строились в рамках масштабной программы «Новый Ярославль». Бурный импульс ей придало учреждение в 1936 году Ярославской области. По сути, исконно-историческая территориальная единица была воссоздана заново.
Поясню, что после мятежа 1918 г. губернский Ярославль был понижен в статусе до заштатного райцентра в составе Ивановской Промышленной области. Мятежный «социально-чуждый» город отныне должен был находиться под присмотром передового отряда рабочего класса г. Иваново.
Но вскоре выяснилось, что титулы губернских городов Государи-Императоры просто так не раздавали. Ярославль был расположен на пересечении стратегических путей: Транссибирской железнодорожной магистрали и Волги-матушки с идущим по ней колоссальным грузопотоком. Это давало городу неоспоримые преимущества для развития промышленности.
И уже с конца 1920-х годов в городе полным ходом развернулось строительство ряда промышленных гигантов: Резино-асбестового комбината (шинного завода), заводов Синтетического каучука, Электромоторного, Топливной аппаратуры и др. Непрерывно наращивались мощности Ярославского автомобильного завода. Для руководства «работой на местах» был создан Ярославский обком ВКП(Б).
Прибывающим в город партийным чиновникам, а также специалистам и инженерно-техническому персоналу требовалось жильё, соответствующее их руководящему статусу.
Тут все было «чин по чину» - внешний облик строений удовлетворял самые высокие амбиции. Под стать дворцовым ансамблям высятся дома постройки 1938-1939 гг., по адресу ул. Советская, 2/6 и 4/10.
При том, ярославские сталинки отличались повышенным комфортом – они состояли из отдельных (2-х, 3-х, 4-х комнатных) полногабаритных квартир с центральным отоплением и горячим водоснабжением. Жилье в них до сих пор котируется как «элитное».
Другое дело что, не успев ещё толком обжиться на новом месте, их жильцы оказывались в фокусе пристального внимания вновь учрежденного областного управления НКВД.
Так, ярославский «Дом с аркой» (ул. Советская, 21), построенный в 1935-1936 гг. для работников Резино-асбестового комбината, до сих пор называют «Домом расстрелянных».
Его создатель – молодой архитектор М.П. Парусников, один из лучших учеников академика И.В. Жолтовского, не искал проторенных путей. Главному фасаду он придал вид огромной триумфальной арки, своеобразного портала в светлый мир социализма.
И не его вина, что созданное им творение удостоилось мрачной славы.
Наверняка, приходилось задумываться о превратностях судьбы и создателю многих ярославских «сталинок» Сергею Васильевичу Капачинскому (1903-1978). Так, разработанный им проект гостиницы «Ярославль» при утверждении подвергся радикальному упрощению.
Но даже в урезанном варианте здание ярко воплощало суть «сталинского ампира» - идею державного величия. Не случайно в годы войны в нем размещался Резервный штаб Ставки. (Статью о нем – см. на нашем канале)
В композиции выделяются угловые башни, соединенные протяженными корпусами. По всей длине их опоясывают фактурные карнизы с рядами стройных колонн. А цокольный этаж украшают пилястры с портиком посередине.
Более лаконичен, но при том не менее монументален, дом «Подкова» на ул. Победы, 21. Он построен в 1936 г. для работников завода Синтетического каучука по проекту зодчего И.П. Дубова. Строение имеет форму эффектной полуротонды, воскрешающей в памяти «круглые» дворцовые колоннады Павловска и Гатчины.
Достойным примером «сталинского ампира» может служить дом № 61а на Московском проспекте (1937 г.)
Строительство «сталинок» продолжилось в Ярославле после Великой Отечественной войны. По-своему интересен дом № 20/23 по проспекту Ленина (1952). Башенка, увенчанная небольшой ротондой, придает пятиэтажному строению некую высотную устремленность.
С большой выразительностью эта идея воплощена в доме № 52/39 по ул. Свободы (1951 г.) Возвышенный центральный объем с протяженными крыльями создает образ запоминающийся и торжественный. С хорошим вкусом выполнен декор здания в виде гирлянд и акантовых листьев.
Иное композиционное решение представляет дом № 26 по проспекту Ленина (1956). Вынесенные на верхние этажи колонные портики опираются на удлинённые арки, напоминая римский монумент Витториано.
В 1930-х проекты подобных домов создавал московский архитектор Георгий Павлович Гольц. Но как известно, большинство его замыслов не нашло воплощения. (Статью о нем – см. на нашем канале)
А вот дом № 88 по ул. Некрасова (1948) оставляет двойственное впечатление. Его второй ярус слишком уж затеснён сдвоенными пилястрами, отчего главный фасад выглядит перегруженным. Но наверно, не стоит быть столь придирчивым. По сравнению с соседними хрущевками здание смотрится весьма солидно.
На непредвзятый взгляд, более соразмерно представлено «дворцовое начало» в облике скромного дома 100/62 по ул. Большая Октябрьская. 1957 г.
«Галерею» ярославских сталинок продолжает здание вокзала Ярославль-Главный. Доминирующий здесь мотив тройных арок, очевидно, навеян образами незабвенного палаццо дель Капитанио. Намёком на древнее зодчество Ярославля служит башенка типа «восьмерик на четверке» с часами, окруженными знаками зодиака (1952 г., архитектор В. Панченко).
Наверно, подспудно возникает вопрос – А что ж все ваши ярославские «сталинки» без шпилей? Поспешу ответить – таковое строение присутствует в Ярославле. Речь о Вознесенских казармах (ул. Свободы, 46/3). Основой для них послужили древние корпуса шелковой мануфактуры купца Гурьева середины XVIII века.
В 1952 -1955 гг. здание подверглось кардинальной перестройке. По проекту архитекторов Н. Панченко и М. Шпотова над домом была водружена ротонда, завершенная шпилем. Сегодня здесь располагаются коммерческие офисы и студия местного телеканала.
Конечно, масштаб сооружения соразмерен реалиям провинциального города – более крупная высотка начисто подавила бы окружающую застройку. И надо сказать, ярославское здание с «кремлёвской» звездой смотрится совсем неплохо, когда над ним взлетает праздничный салют.
При Хрущеве «архитектурные излишества» принято было костерить в хвост и в гриву, как безвкусное наследие тоталитарного прошлого. Поэт Андрей Вознесенский, сам не единожды изруганный экспрессивным Никитой Сергеевичем, сокрушенно писал:
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!
Но вот парадокс - нынешнее поколение без малейшего сожаления расстаётся с пресловутыми «хрущевками». Но как правило, бережно сохраняет здания в стиле «советского неоклассицизма».
И факт, идея домов, подобных дворцам, отнюдь не канула в небытие. Взять хотя бы новейший ярославский комплекс «Династия», жильё в котором позиционируется как элитное.
Подиум его окружен подобием классической аркады, главный вход обрамляют почти античные пропилеи. А сверху красуются фигурные «пинакли» - точно такие же, как на Вознесенских казармах