Найти тему
Дети дождя

Индивидуальная программа развития. Сильные и слабые стороны ребенка с ОВЗ

Оглавление

При определении подхода к воспитанию, коррекции, социализации ребенка с ОВЗ необходимо определить его сильные и слабые стороны. Фактически, этим занимаются многие педагоги и с обычными детьми, но чаще мы сталкиваемся с этим при наличии у малыша определенных патологий.

Информация помогает «разложить по полочкам» и распланировать — какие качества у малыша нужно усиливать, а какие развивать, корректировать или подавлять. И конечно, первостепенная задача педагога/дефектолога, определить, каким образом в целом выстраивать программу обучения и общения с учетом особенностей патологии.

Критерии оценки сильных и слабых сторон

Для начала расписывают сферы, в которых необходимо провести анализ:

  • Учебная. Сюда относятся: моторика, проявление внимания к получаемой информации, память (как зрительная, так и «на слух»), утомляемость и усидчивость, способность к усвоению материала.
  • Коммуникативная. Это возможность общения с другими людьми. К коммуникативной сфере относятся: речь, активность в общении, командное взаимодействие, выражение собственного «я», умение настоять на своем либо уступить.
  • Эмоциональная и поведенческая. Степень и форма выражения ярких эмоций, их наличие либо отсутствие, стабильность настроения.
  • Интересы. Наличие либо отсутствие постоянной заинтересованности в конкретных занятиях, возложенных задачах. Приоритет к конкретной деятельности.
  • Навыки самообслуживания. Здесь не только способность одеться, поесть самостоятельно либо с помощью, но также берут в расчет аккуратность, тщательность выполнения ухода за собой.
  • Физические особенности. Конкретика по имеющимся проблемам в физической деятельности ребенка, особенности крупной и мелкой моторики.
  • Сенсорная. От глобальной — восприятия окружающей среды, до более узкой (предметной). В этом случае также отмечается тактильная гиперчувствительность при ее наличии.
  • Социальная. Особенности общения с людьми, проявление к ним чувств и эмоций. Способность взаимодействия с обществом.
  • Особенности заболевания или имеющегося расстройства.

В каждой графе отмечают слабые и сильные стороны, делают отметки, на чем заострить внимание. Также выделяют более узкие навыки. Например, ребенок может самостоятельно выполнять устные задания, обладает развитым мышлением, однако неусидчив и обладает слабой моторикой руки.

Как составляют программу ИПР

Данные для составления программы индивидуального педагогического развития составляют на основании:

— заключения комиссии ПМПК;

— беседы с родителями ребенка;

— знакомства с малышом;

— тестирования VB-MAPP И ABLLS-R.

После того, как данные собраны, составляют программу, которая содержит:

1. Сильные и слабые стороны ребенка с ОВЗ.

2. Задачи в перспективе на определенный период.

3. Оценочный лист.