Найти в Дзене
Проспект Славы

"В коем царстве люди богаты, то и царство то богато"-Посошков И.Т.

Посошков Иван Тихонович (около 1652, село Покровское, близ Москвы — 1 февраля (12) 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — первый русский экономист-теоретик, так же мыслитель, публицист, предприниматель и изобретатель. Сторонник военных и экономических преобразований Петра I.

Если набрать в поисковике -Посошков Иван Тихонович, то тут же появятся статьи украшенные портретами поэта Надсона или Василия Татищева в разной степени фотообработки. Последний хоть современник Посошкова, парик кафтан, а Надсон то одет «сообразно» уже совершенно другой эпохи. Это заметно «не вооруженным глазом». Но «переписчиков» статей это абсолютно не смущает. Как такой человек и без «визуального образа».

Да личность Посошкова действительно полулегендарная. Основные данные биографии Ивана Тихоновича, извлекались из его сочинений и не столь обширных архивных материалов. И если брать за истину указанный в различных источниках год рождения Ивана Тихоновича Посошкова, 1652, то в 2022-м году можно отмечать его юбилей (370-летие).

Иван Посошков родился в селе Покровское, «дворцовом подмосковном селе», в старинном семействе ремесленников «серебряного дела», по сословному признаку относившемся к «не пашенным дворцовым крестьянам». С детства проявлял большую любознательность. Родители дали ему то чего не давали в то время и «знатные» люди своим детям- обучили грамоте.

Село Покровское состояло в ведении Оружейной Палаты и жившие в нем крестьяне работали в различных мастерских Государева двора. Это дало возможность обладающему природной пытливостью, умом, Ивану Посошкову, обучиться различным ремеслам: иконописи, гравированию, черчению, винокурению, столярному и оружейному делу.

Пользуясь своими приобретенными знаниями, Посошков преуспел в различных промышленных делах, которые доставляли ему некоторый достаток.

Занимаясь винными откупами, Посошков разъезжает по России, знакомится с народной жизнь, с существующими и развивающимися промыслами, узнает внутреннее, не парадное положение страны. Примечает «полезное». Так случайно в одной из поездок Посошков узнает о месторождениях серы. Он мог бы оставить эти месторождения за собой, получив при этом «не малые выгоды», но Посошков докладывает правительству о своих «соображениях», о том какую пользу может принести их разработка российскому государству.

Посошков стал известен одному из приближенных Петру I, князю Голицину Б.А. Благодаря этому знакомству в 1697 г. Иван Тихонович удостоился личной аудиенции у государя. Предоставив Петру несколько интересных проектов и новаторских планов, Посошков становится членом государевой «Ученой дружины».

Петр I и купцы
Петр I и купцы

В 1896 году попал под следствие по делу опального отца Авраамия.

Еще в 1692 году строитель Московского Андреевского монастыря о. Авраамий пригласил Посошкова делать модель станка для чеканки денег, которую предполагал преподнести государю.

Авраамий, подал императору Петру I документы, в которых раскрывались причины недовольства в народе. В них упоминались «Ивашка да Ромашка Посошковы». Было открыто дело и Иван Посошков с братом Романом были привлечены к ответу.

Посошкову, удалось, оправдаться. Затем он поступил на службу в Оружейную Палату, на должность «денежнаго дела мастером».

В 1700 г., когда Петр I повелел делать круглые медные деньги, и «никто из русских людей, ни из иноземцев не сыскался» и предлагали выписать мастеров и инструмент из-за моря, тогда Посошков взял эту работу на себя и «все то денежное дело установил». В связи с этой работой состоялось его назначение «уставным денежнаго дела, мастером».

Позже неутомимый новатор Посошков пытался заняться устройством «карточного промысла», «мануфактурного завода», занимался поисками нефти.

Наряду с предпринимательством Иван Посошков занимался публицистикой.

Перу Посошкова принадлежит ряд «доношений», проектов и трудов социально-экономического и религиозно-нравственного характера. Так в период работы над станком для чеканки денег, было написано сочинение «О денежном деле» (1699-1700).

В 1701 году, после поражения русского войска под Нарвой, Посошков составил записку для Петра I «О ратном поведении», предложив меры по созданию боеспособной армии.

Так же им были написаны- «Первая записка Стефану Яворскому» (1708), «Вторая и третья записки» (1708-1710), второе «поношение» царю «О новоначинающихся деньгах» (1708).

В 1709 году в Новгороде было написано «Отеческое завещание к сыну».

Но основным трудом Ивана Тихоновича Посошкова, можно назвать - «Книгу о скудости и богатстве» (написана в 1724).

Цель написания этой книги -полное преобразование, обновление России. По исполнении предложенных в ней мере, «…вся наша великая Россия- говорит Посошков- обновится как в духовности , так и в гражданстве».

«Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление, от чего приключается напрасная скудость и от чего гобзовитое (обильное) богатство умножается».

Книга содержала проекты реформ различных сторон государственной и общественной жизни и доказывала тесную связь между богатством страны и ее государственным устройством.

Посошков считал производство и торговлю жизненным нервом государства, защищал интересы отечественной индустрии, с горечью отмечал, что огромные богатства России мало исследованы и плохо используются.

Четвертая глава «Книги о скудости и богатстве» называется "О купечестве".

Большую роль в стране, по его мнению, должно играть купечество.

Посошков писал-«… купечество в ничтожность повергать не надобно, понеже без купечества никаковое, не токмо великое, но и малое царство стоять не может». «И того ради и о них попечение неоскудное надлежит иметь».

Мысли весьма актуальные исходя из отечественных налоговых реалий.

Далее Посошков пишет, что купечество и воинству товарищ. «Не можно воинству без купечества, ни купечеству без воинства».

Так же в книге говорится о значении купечества для любого сословия государства-

«Нет на свете такова чина, коему бы купецкой человек не потребен был».

Ратует он за «преференции» русскому купечеству перед иноземным.

«Всегда торг дан будет русскому купечеству свободной чтоб не токмо иночинцы, но и иноземцы в торгу руским людям помешательства ни малаго б не чинили, то и пошлинной сбор будет не в том сочислении».

И вырабатывает правила честной торговли, правила морального, нравственного кодекса российского купечества.

«Нам надобно не парчами себя украшати, но надлежит добрым нравом и школным учением и христианскою правдою и между себя истинною любовию и неколеблемым постоянством яко в благочестивой христианской вере, тако и во всяких делах. И за таковое украшение не токмо на земли, но и на небеси будем славны».

Пишет Посошков и о взаимовыручке в купеческой среде- «хорошо бы в купечестве и то учинить, чтобы все друг другу помогали и до нищеты никого не допускали».

Посошков выявляет и пороки присущие в торговых людях. Те «не праведные древние купецких людей обычаи»-обманы друг друга и покупателя, выдача товара за иноземные, подлоги не качественного товара, обвесы, обмеры и т.д.

И если бы все эти пороки были искоренены, то «благодать бы божия воссияла на купечестве и божие благословение почило бы на них и торг бы их святой был».

«Ежели в купечестве тако все будет строиться, то никогда они не оскудеют, но год от году в промыслах своих будут расширяться и Бог их за такое братолюбие, благословляя, благословит и во всем им подаст угобжение (подкормку) и душевное спасение».

Для учреждения этой «купеческой правды», ведения справедливой торговли, Посошков предлагает выбирать «сотских» и «пятидесятских» к которым могли бы обращаться покупатели в случае если заподозрят обман в торге. «…прямо ли отвесил или отмерял и товар доброй или плохой и настоящую ль цену взял», что бы торг велся по правилам.

Настоящий прообраз «Роспотребнадзора».

Прописаны и меры должные применяться к провинившимся.

«…за всякую излишнюю копейку взять на нем штрафу по гривне или по две и высечь батогами или плетьми, чтоб впредь так не делал».

«А буде в другой ряд так же учинит, то доправить штрафу сугубо и наказание учинить сугубое ж».

«Так же должны быть наказаны и «сотские» и «пятидесятские» ежели обману будут потворствовать».

Вот бы сейчас это применялось. Твои слова Иван Тихонович да в дело.

Про иноземную торговлю Посошков пишет так, что если иноземцы «восхотят наших купцов принудить к своему умыслу» т.е. покупать наши товары по низкой цене, а свои продавать по высокой, то пусть едут домой без наших товаров и свои забирают. …к нам приехав с своими безделками, да нашим материальным товарам цену устанавливают низкую, а своим цену ставят двойную, а иным товарам и выше двойные цены».

«Мы в своем царстве с воли монарха своего вольны на привезенные их товары цену налагать, а буде им не любо, то на ту цену не отдавай, и6о волен он и отдать и не отдать, нам силою у нёго не отнять. А в том мы можем стоять, что несторгованому и негодному товару на сухом берегу места не дать, либо назад повези, либо в корабле держи».

Тут и про мздоимцев потакающих иностранным торговцам.

«…приехав, они, иноземцы, засунут сильным персонам подарок рублев во сто, то за сто рублев сделают они, иноземцы, прибыли себе по миллиону, потому что бояре не ставили купечества ни в яишную скорлупу, бывало на грош все купечество променяют».

Знакомо?

«И если они, иноземцы, от упрямства своего годы два-три или пять-шесть торговаться с нами не будут, то купечеству нашему великая и неисчислимая прибыль будет, потому которые товары покупались у нас в Руси по рублю, то будут уже в покупке по полтине и не меньше. А иноземцам меньше уставленные цены за иноземческое упорство сбавить отнюдь не можно, потому что такая цена уставилась за их непокорство».

Вот такой Российский ответ на «санкции».

Они в причину поставили русские наши деньги, до чего им ни малого дела нет. Деньги наши когда в их землю придут, то хотя они нашу копейку и за деньгу не возьмут, то в том они волны: их земля, их воля. А в нашей земле нет им ни малыя власти, но волен наш монарх, а по его монаршей воле и мы имеем некую часть воли».

Так что торгуйте «иноземные ребята» по нашим правилам и будет вам счастье.

И сколько ни есть заморских товаров, на все наложили они цену двойную да тройную, и тем они хочут Российское царство пригнать ко оскудению. И издеваясь над нами, вместо материальных товаров возят к нам разные питья, да похваляют их: „то питье честное и веема похвальное",

дабы в слыша их такую похвалу больше у них покупали и денег бы им больше давали. А нам бы то их питье выпить, да выссать, а иное и выблевать.

Сознавая необходимость полезных заимствований у иностранцев, но Посошков не одобряет излишнего увлечения этим. Он не так же не одобряет наплыву иностранцев которые забирают все выгодные дела в свои руки и не дают хода русским людям.

Одной из главных задач Посошков ставит просветительской деятельности среди народных масс. Предлагал ввести обязательное обучение грамоте всех жителей.

О помощи государства отечественным промышленникам-

«А еще своими деньгами не могут его оправить, то из царские бы сборные казны из ратуши давали им и с проценту на промыслы, смотря по промыслу ево, дабы ни кокой промышленной человек во убожество великое от какова своего упадку не входил»

Ратовал Иван Тихонович за развитие отечественной промышленности.

«Да привозят к нам стеклянную посуду, чтоб нам, купив, розбить да бросить. А нам

если заводов пять-шесть построить, то бы все их государства стеклянною посудою наполнить можем».

Посошков говорит, о российском производстве и «импортозамещении».

«А кои у нас в Руси обретаются вещи, яко же соль, железо, иглы, стеклянна посуда, зеркалы, очки, оконешные стекла, шляпы, скипидар, робячьи игрушки, вохра, черлень, празелень , пулмет, то всем тем надобно управлятися нам своим, а у иноземцов отнюдь бы никаковых тех вещей и на

полцены не покупать… но покупали б такие вещи, кои прочны и коих в Руси у нас не обретается или без коих пробыть не мочно».

«А нас, россиян, благословляя, благословил Бог хлебом и медом и всяких питей довольством. Водак ж у нас такое довольство, что и числа им нет, пива у нас предорогие и меды у нас преславные вареные самые чистые, что ничем не хуже ренскаго,… и гораздо лучше...».

«заморские питья отставить, а повелеть строить меды разных видов, разными и вкусными и продавать их из австерий, то так в их настроят, чтобы больше заморских питей их будет».

«Для нас хотя вовсе они товаров своих к нам возить не будут, мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут. И того ради подобает нам над ними господствовати, а им рабствовати пред нами и во всем упадка 6 пред нами держать, а не гордость».

«Нам надлежит свой ум держать и что нам к пополнению царственному потребно и прибыльно, то надлежит у них покупать, а кои вещи нам не к прибыли или кои и непрочны, то тех отнюдь у них не покупать».

В актуальности этих идей нет сомнения.

В своих экономических и социальных взглядах Посошков исходил из того, что «не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия... но то самое царское богатство, ежели бы весь народ по мерностям своим богат был самым и домовыми внутренними своими богатствами».

Посошков выступал за смягчение крепостного права и «упорядочение» его государством.

Все беды России он видел в потере духовности, всеобщем «порочном состоянии».

Сторонник военных и экономических преобразований Петра I, Посошков был за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых.

Посошкова относят к школе меркантилистов (ит. merkante – торговец, купец), основной девиз данной школы «Деньги – сила всех сил», принадлежит Т. Мену (Англия). А вот в России Иван Тихонович впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа.

«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато» - такова основная идея книги «О скудности и богатстве».

Русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в., в лице Посошкова, стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

После смерти Петра I, в августе 1725 года, Иван Тихонович был арестован Тайной канцелярией. Тут не обошлось без «всесильного» Александра Даниловича Меньшикова, не любившего Посошкова по известным причинам.

При аресте Посошкову ставили в вину написание «Книги о скудости и богатстве», которую он, в августе 1724 г. представил Петру Великому.

Пять месяцев он томился в заключении.

12 февраля (1 февраля по старому стилю)1726 г. Иван Тихонович Посошков скончался и был погребен на Выборгской Стороне, близ церкви св. Сампсония Странноприимца, где погребали колодников Тайной канцелярии.

Так закончился жизненный путь выдающегося экономиста своего времени, впервые поднявшего вопросы, процессов и явлений, являющихся весьма насущными и в современном обществе.

Источники:

Крестьянин-писатель И. Т. Посошков. Из статьи С. Мельгунова "И. Т. Посошков", Рассказы по русской истории, СПб 1909г.

Клочков М. Заметка о Посошкове. «Русская старина», 1913, № 5.

Погодин М. Крестьянин Иван Посошков, государственный муж времен Петра Великого, «Москвитянин», 1842, № 3.

Книга о скудности и богатстве И.Т. Посошков, ред . и вст.ст. Кафенгауза Б.Б., М. 1937г.

Русский биографический словарь, под ред. А.А. Половцова, СПб 1905г.