Лимфома Ходжкина является злокачественной опухолью, которая поражает лимфоидные органы и может метастазировать в другие органы, такие как легкие, печень, кости и костный мозг. Учитывая то, что эта опухоль является достаточно частой как у подростков и молодежи, так и у людей 50+ лет, большое количество исследований по всему миру посвящены ее лечению. Первые успехи были получены еще в 60-70 годы, когда появились схемы лечения MOPP и ABVD, которые сочетались с лучевой терапией.
У детей первые обнадеживающие результаты появились в немецких исследованиях 78, 82 и 85 годов. Пациенты получали комбинированнух химиотерапию, содержащую прокарбазин, и лучевую терапию в высокой суммарной облучающей дозе. Выживаемость пациентов достигала более 90%. Казалось бы, достигнут оптимальный результат. Мало какое онкологическое заболевание в те годы имело подобную выживаемость.
Тем не менее сохранялись определенные проблемы. Во-первых, мужчины, которые получали прокарбазин, становились бесплодными, проблемы с фертильностью также были и у женщин. Во-вторых, при анализе долгосрочной выживаемости обнаружили, что через 30 лет 30% людей, которые пережили лечение, умирали от вторичных опухолей и заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Связано это было с лучевой терапией.
Такие проблемы нуждались в решении, и у врачей возникла дилемма: необходимо снижать интенсивность терапии и сохранять или даже повышать эффективность. Если удаление прокарбазина удалось решить заменой на дакарбазин, то отменить лучевую терапию без снижения эффективность не получалось до того момента, когда в клиническую практику вошла позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).
Суть ПЭТ заключается в том, что пациентам вводят радиоактивную глюкозу и сканнер определяет, в каком участке организма эта глюкоза накапливается. Как известно, многое опухоли активно используют глюкозу в своей жизнедеятельности, лимфома Ходжкина не является исключением. Внедрение ПЭТ позволило определить пациентов, которые хорошо отвечают на химиотерапию и лучевая терапия им не нужна. Это позволило снизить влияние лучевой терапии на различные органы (чаще всего щитовидную железу, легкие и сердце), что приводит к меньшему риску развития рака этих органов.
В нашей стране такой подход активно применяется, тем не менее не во всех регионах пока есть сканнеры для ПЭТ, однако количество их растет за последние годы. Это позволяет проводить оптимальное лечение и достигать выживаемости наравне с западными странами.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить актуальные и интересные статьи про детскую онкогематологию.