Все реже мы сталкиваемся с живым автоинспектором и все чаще - получаем штрафы за нарушения, оформленные одноглазым роботом-инспектором. Искусственный интеллект фиксирует все бесстрастно и равнодушно. И там, где надо и там, где можно обойтись –подвесили камеру, она снимает, обильно наполняя государственную казну. В прошлом году общая сумма наложенных с помощью дорожных камер штрафов ГИБДД превысила 100 млрд рублей. С этим мы еще можем смириться, но зарабатывает не только родное государство.
Не всегда понятно - на каком основании влепили штраф. Вроде место спокойное, ездишь тут лет десять, аварий не случалось со времен строительства дороги и вдруг – кто-то поставил на обочине машину с камерой. Для чего? Приборы надо бы ставить в опасных местах, на аварийных участках дорог. Список условий установки - наконец-то разработан в комитете Госдумы по транспорту, детально описана процедура размещения. Подготовлен законопроект, ограничивающий применение дорожных камер. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдуновсчитает, что сейчас камеры видео фиксации часто ставят не там, где аварийность, а там, где можно заработать:
- Нужно чтобы камеры выполняли свою функцию - являлись способом профилактики нарушений и аварийности. Нет никакого смысла ставить камеры там, где не бывает аварий. Мы рассматривали такие варианты, что камеры можно использовать, например, сезонно. Сейчас начинается дачный сезон, и камеры, фиксирующие такое нарушение как проезд по обочине - становятся актуальны в дачных направлениях, на выезде из города. Зимой такой проблемы не существует
Предлагается также усилить контроль за качеством установки, потому, что были случаи, когда множеству водителей приходили штрафы, а потом выяснялось, что камера - неправильно установлена - данные неверные. Исходя из этой ситуации было предложено разработать некий алгоритм автоматической же отмены автоматически назначенных штрафов. Сейчас получается, что водитель, пока сам не обратиться с обжалованием, штраф не отмениться. Но если камера неправильно выписывала штрафы, нужно их автоматически отменять.
Главное нужно смотреть на аварийность конкретного места. В первую очередь опасно превышение скорости, но фактически не только она является важным параметром, который нужно контролировать. Еще камеры теперь умеют и проезд на красный свет фиксировать, и заезд на перекресток – при загруженности перекрестков это актуально – и непропуск пешеходов. Уже и неправильное перестроение научились фиксировать - с заездом на сплошную - прогресс на месте не стоит. Если на перекрестке много нарушений, связанных с этим, то надо оборудовать камерами фиксации. Нужно опираться на статистику. Тоже очень актуальна езда по выделенным линиям для общественного транспорта.
Есть случаи, когда на новых дорогах, например, при подъезде к Москве, камеры установлены через каждые полтора-два километра. При этом аварийность на этих участках – практически отсутствует. Это новые дороги, на них хороший асфальт, разделены встречные полосы. Аварийности нет, а камеры стоят. Значит смысл этих камер – исключительно в зарабатывании на штрафах. А в аварийных местах, где действительно нужно ловить лихачей на превышении скорости, опасном приближении к переходу, камер часто нет.
А еще при накладывании штрафа видео фиксатором - отсутствует презумпция невиновности – средство автоматической фиксации накладывает штраф на владельца транспортного средства – не важно кто за рулем. При остановке сотрудником, штраф накладывается на водителя.
«СП»: Поговаривают, что сотрудники ГИБДД с появлением камер фиксации начали терять квалификацию?
- В ГИБДД физически нет ручных радаров, вот с автоматических камер и приходит больше штрафов. Есть передвижные устройства, которые может установить экипаж инспекторов: либо отдельно стоящие на треноге, либо смонтированные на специальном автомобиле – но они тоже автоматические - действуют без учета человека.