1914-1916 годы
Европейский театр военных действий
Когда 31 июля 1914 года военный агент Генштаба России в Италии полковник Энкель получил из Санкт-Петербурга приказ организовать разведсетьв Австро-Венгерской империи, то повторил то, что делал, когда вербовал агентов для Германии, обратился к безработным из Международного общества спальных вагонов, в котором состояли граждане Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии. На тех же условиях, на которых вербовались агенты для Германии, вербовались и агенты для Австро-Венгрии (смотри публикацию «Первые агенты в Германии»).
И уже 4 сентября четыре первых агента Энкеля выехали в Австро-Венгрию. Они были направлены в Вену, Будапешт, Краков и Кашау.
Собранные сведения передавались бандерольной посылкой австрийских газет на условные адреса в Италии. На полях этих газет донесения писались лимонной кислотой. Однако, вскоре пришлось перейти кшифрованию донесений и другим способам доставки, так как австрийцы прекратили пропуск в Италию газет в бандеролях.
Затем Энкель перевел систему передач сообщений на Швейцарию. Телеграммы приходили туда, а оттуда, повторяя текст телеграмм из Австро-Венгрии, передавались на промежуточные станции в Северной Италии, и уже с них по телефону в Рим.
Весной 1915 года итальянское правительство запретило международное телефонное сообщение. С этого момента все телеграммы доставлялись курьерами в Милан. Здесь, в местном отделении Международного общества спальных вагонов им придавали вид служебных посланий в контору в Риме и вручались проводнику спального вагона поезде Милан-Рим. Проводник отдавал эти послания служащему того же общества, встречавшему поезд на вокзале в Риме.
Система была сложной, но работала эффективно. Никогда более, чем на два дня поступавшая от агентов информация не запаздывала.
К январю 1916 года сеть Энкеля насчитывала 22 агента-резидента. Главную роль в этой организации играл владелец бюро путешествий в Риме.
В том же январе 1916 года из-за больших расходов на эту сеть – около 1.000.000 итальянских золотых лир в месяц – кто-то решил проверить соответствует ли эффективность работы сети с этими расходами. И обнаружил, что донесения агентов из Германии и Австро-Венгрии о перевозках войск почему-то совпадают с началом операции противника, а не предшествуют им. Во-вторых, германское посольство в Риме «с величайшей готовностью снабдило агентов Энкеля рекомендательными свидетельствами и разрешениями телеграфировать в Италию и Швейцарию». В третьих. За полтора года работы сети Энкеля не было ни одного провала, ни одной пропажи или задержки посланных ее агентами телеграмм.
Вывод напрашивался один. Сеть Энкеля контролируется германской контрразведкой и снабжает Энкеля информацией, состряпанной немецкими спецслужбами.
Тут же последовали оргвыводы.
Полковник Энкель отбыл на Родину, а на его место в Италию прибыл полковник князь Волконский, которому предписали ликвидировать эту организацию в Риме. Но не успел Волокнский выполнить приказ, как в Рим прибыл руководитель агентуры штаба Юго-Западного Фронта подполковник граф П.А. Игнатьев*. Он попросил передать римскую организацию Энкеля ему. Генштаб не возражал.
(Источник: Звонарев)