Найти тему
AR.MOSCOW

ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР II СТОЯЛ ПОД ШАТРОМ?

Вы знали, что в Кремле на склоне холма напротив Беклемишевской башни возвышался 30-метровый монумент в память о царе-освободителе Александре II?

А какую роль выполняла окружающая этот памятник галерея?

Нет?

Тогда читайте👇

Памятник Александру II как освободителю русских крестьян от крепостничества стоял напротив Николаевского дворца, места рождения самого царя — на площадке над Нижним садом Кремля. Статуя из тёмной бронзы находилась под высоким шатром, увенчанным двуглавым орлом, и хорошо смотрелась с разных точек. Царь стоял во весь рост в парадной мантии на пьедестале с надписью «Императору Александру II от народа».

Памятник был самым грандиозным монументом тогдашней России и обошёлся казне в колоссальную сумму — 1 миллион 800 тысяч рублей. Он был очень большим. Бронзовая статуя императора превышала шесть метров.

Автор проекта — архитектор Николай Султанов, скульптор — Александр Опекушин, который создал памятник Пушкину в Москве.

Перед зодчими тогда стояла довольно сложная задача. Нужно было создать памятник, который не должен казаться мелким в сравнении со стоящими рядом памятником Ивана Грозного и Спасской башней. Проблема заключалась и в том, чтобы поставить статую Александра II таким образом, чтобы она не находилась спиной к Соборной площади и Николаевскому дворцу — месту рождения самого покойного государя, ни к Москве-реке. Ведь если развернуть статую к площади, то она не вписалась бы в общий ансамбль всего Кремля. Но ещё важно было, чтобы памятник не стоял на площади одиноко, ведь «одна статуя ничего не говорит уму и сердцу русского народа, чем только и можно объяснить унылую безлюдность всех наших памятников».

Для решения этой сложной задачи в проектировании памятника Султанов применил такие приёмы:

👉 статую поставили под 30-метровой высоты шатром, который должен был избавить памятник от подавляющего величия окружающих сооружений;

👉 скульптуру с шатром водрузили на возвышенность, окружённую галереей, которая почти до половины закрывала заднюю часть архитектурного сооружения, и таким образом решала вопрос расположения памятника спиной к Москве-реке

👉 шатёр придавал памятнику священную величественность, ведь «народ привык видеть сень только над местами особенно священными».

С трёх сторон памятник окружало уникальное сооружение — галерея, своды которой подпирали 152 столба. Художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта создал на её сводах 33 мозаичных портрета правителей России — от Владимира Святого до Николая I. Всюду висели гербы всех удельных княжеств и земель, которыми когда-либо владела Россия. Хотя современники открыто критиковали помпезное сооружение и называли его бездарным, всё же галерея с портретами императоров объясняла исторический смысл памятника.

Профессор Н. Султанов в описании памятника (https://www.prlib.ru/item/436316) выражал надежду, что эта композиция будет долгие годы привлекать к себе народ и служить местом для отдыха и созерцания чудесной панорамы Замоскворечья.

-5

Но не суждено было скульптуре стоять долго. В 1918 году, аккурат к празднованию дня рождения Ильича, памятник снесли. Инициировал событие сам Ленин. Именинник искренне радовался сносу как ребёнок подарку. Комендант Кремля Павел Мальков вспоминал (https://rg.ru/2018/04/12/rodina-pamiatniki.html), что в тот день Ильич был крайне весел и бодр. Убрать «это безобразие» до начала демонстрации Ленину помогли Свердлов, Аванесов, Смидович и другие члены ВЦИК и Совнаркома. Сотрудники правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник.

1918 год
1918 год

Через 50 лет на этом месте установили памятник самому Ленину, который также был снесён при очередной смене власти.

Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал, мы будет продолжать рассказывать вам о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

#armos #россия #интересныеместа #москва #утерянныепамятники #достопримечательности #история