570 лет прошло со дня рождения знаменитого универсального человека Леонардо да Винчи.
Мы больше знаем его как художника и изобретателя.
Однако в своих письмах тридцатилетний Леонардо писал: «Считаю себя способным никому не уступить как архитектор в проектировании зданий и общественных, и частных...»
Увы, отличиться в архитектуре да Винчи не пришлось: он много проектировал, но почти не строил.
Двустворчатые шлюзовые ворота, подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные и самоподдерживающиеся мосты — все это придумал Да Винчи. Он был новатором, каких еще поискать! Многие его задумки так и остались на бумаге, опережая свое время. В новом материале собрали инженерные и архитектурные проекты и идеи Леонардо.
Дошедшие до нас документальные сведения, записи, рисунки и рукописные наброски, чертежи и эскизы хранят множество идей, которые были в той или иной степени реализованы в будущем.
Смелый проект юного Леонардо — канал между Пизой и Флоренцией с перенаправлением реки Арно. Флоренция получила бы морской порт и больше возможностей для производства и торговли.
Леонардо участвовал в конкурсе на проект купола строившегося Миланского собора. Придумал монументальную конструкцию и даже создал модель из дерева. Замысел был использован при строительстве Собора Святого Петра в Риме, крупнейшей христианской церкви в мире.
Сделал подробное описание «чистой» конюшни, в которой сено и вода подавались в ясли через специальные воронки. Обустройство конюшен в те времена было актуально как никогда.
Придумал двустворчатые шлюзовые ворота и схему их закрытия. Ворота делаются в форме буквы V и самозапираются встречным водным потоком. Такой вид ворот существует в современных шлюзах.
Проект реконструкции замка Сфорцеско (Castello Sforzesco) в Милане. Леонардо предлагал крепостные башни по углам украсить куполами с небольшими шпилями, а также построить стройную и круглую дозорную башню высотой 150 метров. Она могла бы стать в те времена самым высоким сооружением в Европе и мире.
В крепостных башнях архитектор Леонардо предлагал делать необычные винтовые лестницы — в форме двойной спирали, чтобы солдаты при спуске и подъеме не мешали друг другу.
Шамборский замок — самый большой и величественный из замков долины Луары. Архитектурный шедевр задуман Леонардо да Винчи, но строительство началось уже после его смерти. Идеи Леонардо были воплощены: симметричная планировка с главной башней по центру и хаотичным расположением комнат, дубовые 12-метровые сваи, система вентиляции, герметизация балок огнеупорными материалами и уборные с двухъярусным отстойником.
Здесь также построена двухзаходная винтовая лестница — две спирали в одном направлении без пересечений. Те, кто спускается, не пересекаются с теми, кто поднимается.
Турецкому султану в 1502 году был предложен проект огромного арочного моста через пролив Босфор. Мост имел единственный пролет длиной 240 метров и был настолько высокий, что под ним смогли бы проплывать суда под парусом. Привычных мостовых опор не было, только конструкции, которые держали сами себя. Такой мост просто разбирался и собирался.
После эпидемии чумы в Милане Леонардо разрабатывает проект нового города. Он мечтает об «идеальном» городе — красивом и удобном:
- на берегу моря или реки;
- плотины и каналы, в том числе подземные, дающие воду для промывания каждой улицы и для грузового транспорта;
- «отхожие места, конюшни и подобные зловонные помещения должны опорожняться через подземные улицы» — прообраз современной канализации;
- около домов много свободных пространств: «если двор будет в 40 локтей, то дом должен быть в 20 локтей высотой, а двор должен быть в половину ширины всего фасада»;
- любое здание должно просматриваться со всех сторон, то есть должна быть вентиляция улиц, — так Леонардо хотел уменьшить плотность застройки;
- интересная идея — устраивать улицы в разных уровнях для удобного движения;
- разделение на функциональные зоны: на верхних уровнях — жилые дома и пешеходные улицы, внизу — торговые лавки, ремесленные мастерские, повозки с продуктами и место для перегонки скота.
Леонардо да Винчи задумывал трактат об архитектуре, но не написал его. Остались лишь рукописи, сделанные неразборчивым почерком справа налево — зеркальным способом и левой рукой. Они долго после смерти гения оставались на чердаке в доме его ученика.
В этих набросках и заметках «обо всём на свете» — наследие Леонардо в тысячах листов: множество идей для будущего и, возможно, еще нераскрытых загадок.