Строчки про «страну огромную» и «народную войну» помнят если не все, то многие. И кажется, что в те нелегкие годы, когда «проклятая орда» катилась с Запада на Восток, сминая фронты и армии, перемалывая города и села, против нее восстал каждый. Но это только кажется.
В СССР были целые регионы, в которых буквально встречали фашистов с цветами и хлебом-солью.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале и сообществе ВКОНТАКТЕ.
Прибалтика
К началу войны прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония – были в составе СССР меньше года. Шедшие там советизация и построение новой политической формации многим местным жителям не пришлись по душе. Неудивительно, что немцев прибалты встречали как освободителей. Большой ошибкой советского руководства стало формирование армий по национальному признаку. Сопротивления гитлеровцам латыши, литовцы и эстонцы практически не оказали. Целые подразделения сдавались и переходили на сторону врага, расстреляв большевистское командование.
В период оккупации местные активно поддерживали Германию, сформировав добровольческие батальоны, либо входившие в структуры СС, либо так или иначе координирующие свои действия с Вермахтом. Причем, например, латышские формирования СС не ограничивались «наведением порядка» только внутри страны, а бесчинствовали и в соседней Белоруссии, участвуя в карательных и антипартизанских операциях.
До войны в Прибалтике проживало несколько крупных еврейских общин, но с приходом немцев и строительством здесь нескольких десятков «лагерей смерти» начался настоящий холокост. Быстрее всех справились эстонцы – благо еврейское население страны было совсем небольшим. К началу 1942 года оно было полностью уничтожено или депортировано, за что Эстония получила почетное обозначение на немецких картах «Юденфрай».
Украина
Западная Украина вошла в состав СССР тоже относительно недавно – в 1939 году. До этого территории были частью Польши, а еще раньше – Австро-Венгерской Империи. Многие представители старшего поколения на Западенщине учились еще в австрийских школах и прекрасно владели немецким языком, считая его едва ли не родным. Поэтому германская оккупация воспринималась здесь как восстановление исторической справедливости.
Именно на Западной Украине с приходом гитлеровцев стали активно набирать популярность многочисленные коллаборационистские и националистические формирования: «Украинская Национальная Армия» (УНА)*, «Всеукраинская Освободительная Армия» (ВОА)* и «Украинская Повстанческая Армия» (УПА)*, возглавляемая Степаном Бандерой. Что касается Левобережной части страны, то там все было не так однозначно. Хотя голодомор, в котором украинцы винили Москву, еще был свеж в памяти. А потому больших симпатий к большевикам и здесь не проявляли, порой считая выбор в пользу фашизма «наименьшим из зол»…
Белоруссия
Западная часть страны также раньше была в составе Польши и к СССР перешла только в 1939 году. Впрочем, немецкая агентура работала здесь с середины 1930, создавая националистически настроенные подпольные ячейки. Неудивительно, что в некоторых полонизированных городах - Белостоке, Барановичах, Новогрудке, Вилейке - немецкие войска встречали цветами.
Правда, осознание того, что Третий Рейх – не освободители, а жестокие оккупанты, пришло довольно быстро. В Белоруссии массово вспыхнуло партизанское движение. А созданные немцами из местного населения отряды самообороны (корпуса самааховы) в деле установления нового «орднунга» оказались не слишком эффективными. Против «самооборонцев» и членов их семей развернулся настоящий террор. Так что те предпочли не сражаться с партизанами, а переходить на их строну.
Крым
Среди крымско-татарского населения полуострова всегда были сильны антибольшевистские настроения. Неудивительно, что в регионе был высок процент предателей, коллаборационистов и дезертиров. Около 10% всего татарского населения Крыма так или иначе сотрудничали с гитлеровцами: служили в добровольческих и полицейских подразделениях. боролись с советскими партизанами, участвовали в диверсиях и саботажах. неудивительно, что после возвращения контроля над регионом советское правительство предпочло депортировать крымских татар.
Северный Кавказ
Аналогичное решение было принято в отношении чеченцев и ингушей. Ситуация с местным населением не отличалась от ситуации в Крыму: массовое дезертирство, лояльное отношение к фашистским захватчикам, участие в добровольческих коллаборационистских формированиях и активная подрывная деятельность в тылу.
* запрещены на территории России
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале и в ВКОНТАКТЕ.