Найти в Дзене
Живопись

Художник Кацусика Хокусай: не просто японский пейзаж

Кацусика Хокусай — самый известный в мире художник из Японии.Но вот вопрос: можно ли считать его лучшим мастером японской живописной школы?

Стиль и техника удачнейших работ живописца, созданных в начале тридцатых годов девятнадцатого века — не совсем японские. В этих гравюрах невооружённым глазом заметны китайские нарративы и западноевропейские приёмы.

Кацусика Хокусай, «Вид на закат над мостом Регоку с берега реки Сумида в Онмаягаси», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», № 12, цветная печать на дереве, около 1830, Бостонский МИИ, США
Кацусика Хокусай, «Вид на закат над мостом Регоку с берега реки Сумида в Онмаягаси», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», № 12, цветная печать на дереве, около 1830, Бостонский МИИ, США

Взять к примеру, тот же «Вид на закат над мостом Регоку с берега реки Сумида в Онмаягаси». Нетипично чёрные, а не традиционные синие небеса - реверанс в сторону объективного отображения реальности. Пассажир, «отзеркаливающий» движение стирающей бельё женщины, опуская в воду свой платок —дополнительная (и весьма успешная) попытка по-европейски «разогнать» динамику сюжета.

Кацусика Хокусай, «Поле Фудзи в провинции Овари», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Поле Фудзи в провинции Овари», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Зал Сазаи – Храм пятисот Ракан», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Зал Сазаи – Храм пятисот Ракан», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Эджири в Провинция Суруга», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Эджири в Провинция Суруга», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»

Многие пассажиры любуется видом на гору Фудзи, который открывается им с западного берега реки Сумида, близ моста Регоку. Даже паромщик на время отвлёкся от работы, воздавая должное шикарной панораме. По-китайски утончённый символизм этой сцены совершенно неочевиден, если не знать, что с этой точки гора Фудзи хорошо просматривается лишь в совершенно ясную погоду. Таким образом, не прибегая к работе со световоздушной средой, художник вводит в произведение контекст теплого и тихого вечера. Что добавляет пейзажу изрядную долю умиротворения.

Кацусика Хокусай, «Великая волна у Канагавы», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», №1
Кацусика Хокусай, «Великая волна у Канагавы», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», №1

А вот рыбак, удерживающий длинное бамбуковое удилище; оживлённо беседующие мужчины на правом борту да дремлющий на носу лодки незнакомец, скрывший лицо за широкими полями шляпы — равнодушны к красоте момента. Их поведение «разбавляет» элегичный пафос сюжета, а заодно иллюстрирует древнюю как мир метафору: даже находящиеся в одной лодке люди далеко не всегда «смотрят в одну сторону». По-разному воспринимают мир и иначе расставляют житейские приоритеты.

Кацусика Хокусай, «Перевал Инумэ, Косу», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Перевал Инумэ, Косу», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Сенджу, Мусаси, Но», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Сенджу, Мусаси, Но», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Сундай, Эдо», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»
Кацусика Хокусай, «Сундай, Эдо», часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»

Нет нужды подробно останавливаться на играх геометрии и пропорций. Круглый зонтик, круглые шляпы, дуга моста, изгиб реки, плавные контуры Фудзи... Всё это взаимно перекликается и дополняется, усиливая атмосферу картины. Красиво, умно, тонко... У Хокусая получился очень японский пейзаж, обогащённый изящными «китайскими» смыслами и «европейской» живой достоверностью.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись». Спасибо!

#культурология #изобразительное искусство #культура #искусство