«Не делай так», «положи на место», «прекрати баловаться» – хоть раз каждый родитель говорил подобные фразы. Мы боимся, что ребенок может удариться, испачкаться, ошибиться. Это нормально. Только где грань правильных ограничений и жестких запретов, влияющих на развитие ребенка? Разберемся вместе с преподавателями онлайн-школы программирования Hello world.
Для чего нужны запреты
Представьте: совсем маленький человек приобретает ежедневно тот опыт, который нам давно знаком и понятен. Ребенок может открывать все шкафы, разрезать вещи, нажимать пальцем на экран телевизора. Это простое любопытство.
Дети познают мир через ощущения и эмоции. В такие моменты важно понять, опасна ли ситуация для ребенка. Например, запретить играть со спичками и вытаскивать провод из розетки разумно. Эти действия опасны.
Как понять, что запрещать, а что не нужно
Бывает, что родители начинают одергивать ребенка слишком часто, и это даже входит в привычку. Полезнее провести четкую грань между недопустимыми действиями и простым интересом.
Для юного исследователя «попрыгать, потрясти, постучать» – необходимый для развития эксперимент. Конечно, запрещать ли такие вещи, решать только вам, однако психологи рекомендуют как можно реже ограничивать детей в желании изучать мир.
Стоит условно поделить все ситуации на 3 цветовые зоны по типу светофора, чтобы ребенку было проще:
- Зеленая. Действия, которые разрешены всегда. Например, самостоятельно выбирать игры и кружки, надевать любимые вещи по погоде.
- Оранжевая. То, что требует разрешения родителей – лечь спать позже, не читать книгу перед сном, остаться с ночевкой у друга.
- Красная. Всё, что делать недопустимо – играть на проезжей части, обижать животных, трогать опасные электроприборы.
Малыши начинают понимать слова «нет» и «нельзя» в самом раннем возрасте, а после запоминают базовые запреты. Не нужно ломать вещи в доме, залезать на подоконник, громко кричать в общественных местах.
Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дому, то начинает отделять собственное «я» от мамы. В этот момент происходит важный процесс взросления: формируются стремления, желания, способности достигать поставленной задачи.
А если запрещать слишком часто
То, что ребенок постоянно слышит в детстве, влияет на его взрослую жизнь. Разные ограничения запоминаются, а после трансформируются в определенные установки.
Частые фразы по типу «положи на место, разобьешь» могут перерасти в страх браться за новые дела и проекты.
Когда постоянно не разрешают безобидно баловаться и самостоятельно оценивать ситуацию, со временем пропадает стремления к познанию. В более зрелом возрасте это мешает устроиться на хорошую работу, попросить достойную оплату и взять инициативу в свои руки.
Воспитывать детей без запретов не получится. Но нужно чаще задумываться – говорите ли вы «нельзя» оправданно или «по привычке». Проанализируйте, зачем ребенок это делает и какие у него мотивы.
Попробуйте предупредить ситуацию. Если малыш любит бегать по лужам, приготовьте для прогулки резиновые сапоги. Когда ребенок требует подольше посмотреть телевизор, обговорите с ним временные рамки.
Уважаемые родители, а вы часто что-то запрещаете своим детям? Как они воспринимают ваши слова? Делитесь в комментариях.
Читайте еще: