Одной из причин идущей сейчас «невойны» было провозглашено то, что необходимо защитить русскоязычное население Украины, которому официально запрещают говорить на родном языке. В сети можно встретить массу высказываний и комментариев по этому поводу. Кто-то твердит, что всю жизнь живет в Украине, говорит по-русски и ни разу не испытывал проблем. А кто-то рассказывает о жестоких избиениях за одно русское слово. Кому верить? Никому. У официальных запретов, при всех их негативных сторонах, есть одно хорошее качество – они зафиксированы. Вот и давайте посмотрим на документы.
Начнем с самого главного, с Конституции. В 10 статье украинской Конституции сказано: «На Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». То есть, никакого запрета пока не видно.
Но мы-то с вами знаем, что просто запись в Конституции еще ничего не значит. Вон, в нашей написано, что мы имеем право митинговать мирно и без оружия. Но в специальном поясняющем законе нам объясняют, что митинговать-то мы можем против кого-то, но обычно – только с разрешения того, против кого и хотели митинговать. А иначе – нельзя. Вдруг и у них так же. Смотрим дальше.
На момент, когда возникла острая необходимость спасать угнетенных, в начале 2014 года, на территории Украины действовал Закон «Об основах государственной языковой политики № 5029-VI», принятый в 2012 году. Этот закон гарантировал «использование на Украине «региональных языков», то есть языков, которые, согласно данным переписи населения, считают родными более 10 % населения соответствующего региона. Причем, под регионом понималась не только область, это мог быть даже поселок.
А что такое региональный язык? А это такой язык, который наравне с государственным украинским используется « в работе местных органов государственной власти, применяется и изучается в государственных и коммунальных учебных заведениях, а также используется в других сферах общественной жизни, таких как экономическая и социальная деятельность предприятий, учреждений, организаций, частных предпринимателей, объединений граждан, образование, наука, культура, информатика, СМИ и связь, реклама.
Ну, это как если бы в Москве приняли бы наравне с русским языком таджикский или азербайджанский, если бы количество их носителей достигло бы 10% от числа жителей. Или на северных вахтах региональным языком назвали бы украинский, из-за обилия украинцев.
Скажите, вы видите здесь утеснение русского языка? Я не вижу. Сразу же после принятия этого закона русский язык был признан региональным в Одесской, Запорожской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Херсонской, Харьковской, Николаевской областях, а так же в городе Севастополе. В других местах региональными признавались венгерский, румынский, и даже русинский, как в Закарпатской области. От какого запрета и гнета нужно было спасать русскоговорящих?
После Крыма и начала дележки Донбасса ситуация несколько изменилась. Мы сейчас отложим в сторону все те события, сейчас наша тема – проблема языка. Скажем только, что симпатии Украины к России значительно поубавились, и многими наша страна перестала восприниматься, как дружеская.
Было несколько попыток изменить языковое законодательство. Самой значимой реформой оказался закон, принятый в 2019 году, «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». При этом региональные языки не запрещаются, а лишь утрачивают ряд преференций, полученных в 2012 году. Украинский язык стал единственным языком для государственных документов, для работы гос.учреждений. На нем происходит обучение в школах. Русский язык можно изучать в школах, как второй иностранный, если наберется группа желающих. Но при этом, разумеется, общение между людьми, дома, на улице и прочее никто не запрещает, говори на каком угодно.
С одной стороны, это снижение статуса русского языка, и можно понять обиду его носителей. Но, во-первых, не будем забывать, что в свете последних событий в Украине ко многому русскому относятся с негативом. А во-вторых, какой язык объявлять государственным, это внутреннее дело страны. Я так понимаю, что если ты живешь в государстве, являешься его гражданином, то будь любезен уважать его культуру, язык и прочее. Мы же требуем от гастарбайтеров, приезжающих к нам на работу, сдать экзамен по русскому языку. Почему нас так шокирует, что другие государства хотят, чтобы их граждане владели их языком? Ну, а если ты не хочешь учить язык той страны, где живешь, относишься к нему с презрением, то подумай, почему целая страна должна подстраиваться под твои желания, когда ты не хочешь подстроиться под ее культуру? Это не запрещает тебе говорить с семьей и друзьями на любом другом языке.
Ну, а как же с избиениями за русскую речь? Были такие случаи? Конечно, были. Но тут я вот какого мнения. Однажды, во времена моей юности, мне здорово прилетело по лицу и был сломан зуб, просто потому, что у меня не оказалось с собой сигареты. Но я не сделал из этого вывод, что в городе Липецке (это там было) не любят некурящих. Была бы у меня сигарета, я отхватил бы от этой компании за то, что не так подстрижен, за рост или за то, что не знаю какого-то Митьку. Маргиналам все равно, какой повод для драки, главное – наконец-то подраться. Рекомендую посмотреть замечательный фильм Юрия Мамина «Бакенбарды». Там показано, что гопота готова бить всех подряд даже во славу Александра Пушкина.
Но гопники и официальный запрет – это далеко не одно и то же.
Я не увидел в украинском законодательстве такого, что можно было бы расценить, как притеснение русскоговорящих. А вы? Пишите, обсудим. Но давайте придерживаться темы статьи, не переходя на личности друг друга. И за хамство – сразу бан.
Мир вашему дому!
#общество #россия