Здравствуйте. Практически любой крупносерийный самолет становился базой для разработки специальных экспериментальных изделий. И советский фронтовой реактивный истребитель МиГ-15 не был исключением. Создавались подобные экспериментальные машины для решения самого широкого спектра задач. В том числе и для проведения испытаний перспективных систем авиационного вооружения. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению таких изделий, следует подробнее остановиться на общей классификации экспериментальных истребителей (созданных на базе "пятнадцатого"). В целом, их можно было разделить по нескольким основным категориям. Во-первых, это летающие лаборатории, которые целенаправленно готовили в рамках реализации той или иной программы. Обычно на них устанавливалось специфичное оборудование и они практически не имели общих конструктивных отличий от базовой модели. Скажем, к ним можно отнести самолеты, которые оснащались оборудованием для осуществления дозаправки в воздухе или экземпляры созданные в рамках испытаний системы сцепки "Бурлаки".
Вторая крупная категория, напротив, имела определенные конструктивные отличия. К примеру новое крыло, оперение или другой тип силовой установки. И третьей крупной категорией, являлись машины, которые оснащались различным новым оборудованием или измененным составом вооружения. К примеру, на таких самолетах проходила отработка экспериментальных пушек или новых бортовых радиолокационных станций. Стоит отметить, что разработка экспериментальных вариантов велась как на основе базового МиГ-15, так и его улучшенной модификации МиГ-15бис и учебно-тренировочной спарки. Суммарное же количество таких экспериментальных модификаций оценивается более чем в три десятка единиц. Естественно рассматривать все эти самолеты подробно мы не будем, а отметим лишь некоторые из них (в рамках заданной темы вооружения). А у базового истребителя оно было ограничено двумя 23-мм пушками НС-23КМ и одной 37-мм пушкой Н-37. При этом для прицеливания использовался гироскопический автоматический прицел АСП-1Н. Также допускалась подвеска двух бомб под консолями крыла. Для фиксирования результатов стрельбы применялся фотопулемет С-13. Общая схема размещения вооружения приведена на соответствующем скриншоте ниже.
Естественно рассматривались варианты изменения состава вооружения и его дальнейшего совершенствования. Они включали в себя как поиски возможных альтернативных орудий, установку новых прицелов и расширение номенклатуры ракетного и бомбового вооружения. Среди экспериментальных самолетов, которые оснащались новыми пушками, можно выделить такие машины как МиГ-15 (СШ) и МиГ-15 (СУ). Эти самолеты применялись в ходе проведения испытаний авиационной 23-мм пушки Ш-3-23 обр. 1949 года. Разработкой данного орудия руководил небезызвестный конструктор Б. Г. Шпитальный (на тот момент времени руководитель ОКБ-15). Изначально пушка Ш-3 была создана на основе Ш-20 еще во время войны. Однако, она так и осталась в разряде опытных и уступила в конкурсе своему основному конкуренту в лице НС-23. Впоследствии Б. Г. Шпитальный предпринял еще несколько попыток улучшить конструкцию и что называется, протащить свое изделие в серию, но итоговый выбор остался уже за НР-23. На опытном самолете МиГ-15 (СШ) две пушки Ш-3-23 устанавливались неподвижно, а на МиГ-15 (СУ) проходила отработка ограниченно-подвижной стрелковой установки В-1-25-Ш-3.
Монтировалась она в нижней части фюзеляжа истребителя, на уровне между четвертым и девятым шпангоутом. Данная установка оснащалась двумя орудиями с суммарным боекомплектом в 230 снарядов. Они могли отклоняться в вертикальной плоскости на семь градусов вниз и до одиннадцати градусов вверх (это достаточно ограниченный диапазон). МиГ-15 (СУ) представлял собой базовую модификацию истребителя (еще с двигателем РД-45Ф). Соответственно его основные летно-технические характеристики примерно остались на уровне этой машины (с некоторым ухудшением боковой устойчивости). Был подготовлен только один летный экземпляр за номером 109035. Его испытания проходили в НИИ ВВС с конца июня по август 1951 года. При этом было выполнено 63 полета с общим временем налета более 42 часов. Для их проведения привлекали несколько опытных летчиков-испытателей. При этом проводились как обычные отстрелы из пушек (как на земле, так и в воздухе), так и имитация воздушного боя (с истребителем МиГ-15бис и фронтовым бомбардировщиком Ил-28). Но, по итогу, эта идея не получила дальнейшего развития. Помимо конкретных образцов стрелкового вооружения велись работы и по улучшению сопутствующего оборудования. К примеру, для нового прицела АСП-3Н была создана выдвижная установка, которая предусматривала два положения (походное и боевое). Ее испытания проводились на опытном самолете МиГ-15 (СО), но и они закончились без каких-либо положительных результатов.
Для справки. Авиационный прицел АСП-3Н. Представлял собой гироскопический автоматический прицел с оптикой коллиматорного типа и искусственным подсветом. В его комплект входил кронштейн, прицельная головка с реостатом дальности, стабилизатор, фильтр и распределительная коробка. АСП-3Н обеспечивал дальность эффективной стрельбы в диапазоне от 180 до 800 метров. Общий вес оборудования составлял 8,1 кг. Применялся на различных серийных и опытных советских истребителях в пятидесятых годах.
Сложная ситуация, которая складывалась в вопросах разработки новых специализированных штурмовиков, заставляла конструкторов ОКБ-155 ускорить работы над адаптацией своего истребителя под спецификацию ударного самолета. В связи с этим, на основе модификации МиГ-15бис, в разное время были подготовлены несколько опытных вариантов, с различным составом вооружения. Некоторые из них успешно прошли все необходимые испытания и стали эталоном для внедрения в серию. А часть проектов так и осталась в разряде экспериментальных. К примеру такой машиной являлся МиГ-15бис (СД-57), который оснащался двумя блоками с 57-мм реактивными снарядами (по восемь единиц типа АРС-57). Работы по ней велись в начале пятидесятых годов. Также можно отметить и МиГ-15бис (ИШ). Этот штурмовой вариант "пятнадцатого" был разработан уже в конце пятидесятых. Состав пушечного вооружения остался без изменения, а ракетно-бомбовое вооружение расширили за счет установки под консолями крыла двух специальных пилонов с тандемным размещением трех отклоняемых держателей. На них могли крепиться блоки с реактивными снарядами (к примеру 75-мм типа С-5 или 132-мм типа ТРС-132) или бомбы различных калибров. Общая бомбовая нагрузка при этом увеличивалась до 600 кг (в случае подвески шести ФАБ-100). Соответственно доработали общую конструкцию крыла и прицельное оборудование. Общие летные характеристики несколько ухудшились, но не критически. Всего было построено четыре опытных экземпляра (три летных и один для статических испытаний). Самолет прошел полный цикл испытаний, но в серию не запускался.
В завершении обзора, хотелось бы сказать пару слов об еще одной узкоспециализированной системе (под индексом "Град"). Кстати говоря, разработали ее еще для проекта Як-23, но после снятия машины с вооружения, решили отработать и на "пятнадцатом". Заключалась она в возможности использования истребителя в качестве своеобразного воздушного заградителя. Предполагалось что вместо ПТБ будут подвешиваться контейнеры с минами (по 56 штук в каждом контейнере). При пролете над строем бомбардировщиков противника, истребитель осуществит сброс этих мин, тем самым нарушив строй бомбардировщиков или нанесет им определенный урон. В теории должно было работать, но на практике, после серии испытаний, эту разработку также свернули.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.