Найти тему
Бери в жизнь лучшее!

О тяготах и необходимости высшего образования.

Оглавление

Было время, когда высшее образование звучало как синоним успешного будущего. Специалисты с "вышки" имели большие преимущества на работе перед выпускниками техникумов. Родители мечтали о том, чтобы их чадо окончило ВУЗ - были большие конкурсы, накал страстей при поступлении достигал высочайшего градуса. А потом в дело вступил закон рынка - раз есть большой спрос на высшее образование, так почему бы не предоставить всем желающим эту возможность? Правда, за внебюджетные средства. На коммерческой основе, так сказать.

Надо ли говорить, что качество обучения во многом упало?

К сожалению, сейчас как раз в силе поколение родителей, которые все также уверены: высшее образование - это ключ к успеху. Без него никуда.

К чему приводит такое опасное заблуждение? К неправильной расстановке сил и приоритетов. Для некоторых родителей вопрос высшего образования встал на первое место, опережая обеспечение ребенка капиталом для жилья (частичное или полное). К некоторому изумлению я узнавала, что за годы обучения люди "сливали" на своего студента суммы больше полмиллиона. Причем это не были товарищи, которые считались бы весьма обеспеченными. Нет, классический "средний класс", у которых нет наследства от родственников в виде домов-квартир. Получалось, когда ребенок выучивался, ему надо было экстренно копить на первый взнос для ипотеки. Потому что с жильем "напряженка". И эти прекрасные полмиллиона, которые могли бы в регионе стать отличным начальным взносом по ипотеке, вспоминаются с болью - потому что вчерашний студент не получил НИ-КА-КИХ конкурентных преимуществ на рынке труда. Это значит, что ему придется потратить еще несколько лет своей жизни на заработок первоначального взноса, а потом еще десяток-другой лет расплачиваться с банком за собственное жилье.

Знаете, это конечно, дело каждой семьи, но как по мне, в такой ситуации - глупо тратиться на учебу, когда у совершеннолетнего нет своего угла. Это сейчас он студент. А по окончанию ВУЗа - молодой человек, который будет жить своей жизнью, в корне отличающейся от родительской. У него в таком возрасте появится потенциальная семья. Так что свое жилье, хотя бы его начальная стадия, было бы очень кстати. Конфликты и проблемы на этой почве неизбежны.

Что дает учеба в техникуме - как минимум, экономию времени. Так, заканчивая школу в 17 лет, уже в 21 год молодой человек получит свободу и долгожданную возможность зарабатывать и жить самостоятельно. Опять же, в техникуме проще выучиться бесплатно.

Если впоследствии, такой специалист со средним образованием поймет, что ему нужна "вышка" - например, для назначения на должность, опять же нет никаких проблем. Существует заочка. И все время обучения "студент" будет самодостаточным работающим человеком, а в перспективе - начальником.

Я много раз говорила со студентами 2-3 курсов - учиться хотят единицы. Среди них много тех, кто просто боится взрослой жизни и готов из-за этого торчать в институте. Остальные ребята мечтают о возможности жить, работать и тратить деньги и время, как им заблагорассудится.

Когда ты учишься, то все время зависишь от домашнего задания, прихоти преподавателя и блажи деканата. Про студенческую стипендию я молчу - жить на нее невозможно. И да, на работе мы тоже зависимы от работодателя и коллег, но во-первых, чтобы ни происходило - ты не будешь корпеть над "домашкой", это раз. За каждый месяц работы ты получаешь зарплату (а может и премию), это два.

Делая выбор между затяжным обучением и быстрым освоением профессии, человек выбирает образ жизни. Как только он начинает работать - все, здравствуй самостоятельность и независимость от родителей (хотя бы частичная).

При выборе ВУЗа, вы никогда не сможете оценить качество образования по описанию на сайте и дню открытых дверей. Мне при поступлении работница деканата сладко пела, что "студенты изучают 2 иностранных языка". И да - действительно изучают. Только это студенты из 2 разных групп. Причем им никто не давал право выбора - закрепили за специальностью английский, значит, учишь его. Нет - значит, будешь осваивать немецкий. И все равно, что английский - более приемлемый вариант как международный язык. Положено. Программа!

На сайте института может быть красиво оформлена "доска" с перечислением многочисленных творческих кружков и спортивных секций для развития студентов, которые якобы функционируют и рьяно участвуют в межвузовских активностях. На деле - работающих секций будет раза в 2 меньше.

Среди преподавателей с большой долей вероятности тоже будут люди, которые свой предмет не знают либо не умеют его преподавать. Меня аж трясло от возмущения, когда вместо толковых лекций по менеджменту, я была вынуждена слушать бредни преподавателя о том, какие в Японии холодильники, тенденцию глобального потепления и как хорошо живет его дочь. И ладно бы это все звучало в концепции: из-за глобального потепления в Японии изменилось производство холодильников, поэтому моя дочь переориентировала закупочную деятельность компании и в итоге преуспела. Так нет же. Все по отдельности, без малейшей привязки к менеджменту, в рамках разговора для кухни.

Если бы я за такое "обучение" еще и платила, меня бы задавила огромная жаба.

Не говорю, что так везде. Но, как минимум, в 2-х вузах, было так.

Понимаете суть? Отдавая ребенка в институт (или выбирая учебное заведение для себя) вы получаете продукт, который не соответствует описанию. А претензии предъявлять некому.

Как быть с магистратурой?

Ладно, скажете вы. Бакалавриат и специалитет не дают преимуществ при трудоустройстве. А как же магистратура?

Ответственно заявляю, как человек с дипломом магистра - для многих работодателей это вообще не аргумент. От слова "совсем". Намного важнее опыт работы и навыки.

В плане знаний - не могу сказать, что на этом этапе обучения вы познаете секреты своей специальности. Все проходит также - пары, лекции и семинары, домашнее задание. Если бы мне никто не сказал, что уже идет магистратура, то я бы считала, что это бакалавриат.

И что теперь, никому не надо получать высшее образование?

Такого я не говорила. Конечно, есть направления, где стать специалистом возможно только при обучении на специалитете. Врачи. Юристы. Биологи. Инженеры (список продолжить...).

Все упирается в использовании своих знаний и комфортность жизни. Если парень может выучиться в колледже на судоводителя, то и не надо его запихивать в инженеры. Барышня, которая не знает, что такое десятичные дроби, не должна попасть на "вышку" по экономике.

Как часто бывает, что дети идут учиться в ВУЗ, потому что родители определили - не, колледж-техникум - это не наш уровень. Это для дураков. Ты же не дура, доча? (Дочь кивает). Нам "вышку" подавай.

Снобизм до добра не доводит. Я бы поостереглась давать оценки умственным способностям людей, которые учатся в средних учебных заведениях. Там полно обучающихся со светлыми головами и более трезвыми оценками своих возможностей и перспектив, чем у их сверстников в институтах. И они вовремя сообразили, что востребованная рабочая профессия - лучшая перспектива, чем несколько лет платного образования с задержкой взрослой жизни на пару-тройку лет.

Подытожу: способ решения вопроса с образованием должен быть максимально удобным и коротким. Если есть шанс в 21-22 года стать выпускником колледжа и работать, то нет смысла просиживать штаны в ВУЗе еще дополнительные 2-4 года.

Если выбор сделан в пользу института - то это должно быть взвешенное решение. Когда вы понимаете, что по-другому овладеть специальностью не получится. Тогда вам и карты в руки. Но при этом, я все равно считаю, что платное высшее образование - крайне невыгодное вложение денег.