В начале апреля правительство РФ объявило о том, что выделит дополнительные 273,4 млрд. рублей на реализацию мероприятий, направленных на поддержку экономики в условиях санкций.
О поддержке экономики заговорили ещё в 2014 году, когда был взят курс на импортозамещение. Но для развития отраслей, необходимых для замещения импортных товаров, нужно финансирование. Правительство посчитало, что бизнес справится собственными силами и деньги фондов решили сберечь. Как следствие, никаких подвижек мы не увидели и в 2022 году наступили на те же грабли.
А средства были. Огромный денежный мешок под названием фонд национального благосостояния (ФНБ), богатствами которого гордится наше правительство, так и не был распечатан.
Изначально перед ФНБ ставились цели:
- софинансирование пенсионных накоплений россиян;
- покрытие дефицита федерального бюджета;
- обеспечение сбалансированности бюджета российского пенсионного фонда.
За период с 2014 по 2018 год, средств накопилось достаточно, объем ФНБ составлял 4.4 триллиона рублей. Но как ни странно деньги на поддержку ПФР решили не выделять, а дефицит закрыли путём повышения пенсионного возраста.
После 2019 года у Министерства финансов появилось широкое поле для деятельности. Состояние фонда перевалило за 7% ВВП, что давало возможность вкладывать лишние деньги в российские проекты. Но торопится никто не собирался и от старой модели, при которой средства ФНБ хранились в иностранных банках, не отказались.
Когда в 2020 году ФНБ раздуло до безобразия, правительство решило профинансировать ряд инфраструктурных проектов. Из наиболее известных это - ЦКАД и трасса Москва-Казань. Такие инвестиции считаются долгосрочными и в условиях, когда деньги могут понадобится здесь и сейчас не совсем разумны.
Поддержка экономики дело благородное, но в нашей стране отдаёт лицемерием. В одном из своих обращений В. Путин прокомментировал заморозку счетов крупных бизнесменов, сказав что поделом им. Ведь вместо того, чтобы вкладывать деньги в собственную страну, они хранили их заграницей.
Почему же тогда средства ФНБ не тратились на финансирование российского сектора экономики, когда перед ней ещё в 2014 году поставили задачу импортозамещения, остаётся загадкой.