Центральный банк раз в год обновляет список системно значимых банков, что на мой взгляд, является поводом поговорить о том, где обслуживать свои деньги.
Да, на фоне борьбы государства за влияние на все наши решения очень хочется уйти в нал, чтобы не давать повода следить за нами, однако полный переход в безналичные не за норами. И работать только за кэш пока могут позволить себе только Садовод и ещё пара гигантов, без работы которых начнётся голодный бунт.
Итак, выбираем из списка ТОП-13.
Почему?
1. Большое количество юридических лиц на обслуживании.
2. Большой оборот денежной массы, поэтому меньше внимания к мелочам.
3. Счета открывают быстро и если откроют, то вряд ли по наличию косвенных признаков заблокируют операции по счетам. Но это неточно 😜
Почему не Авангард или Модуль банк, Бланк, СМП или какой другой из первой сотни банков страны?
Ну, можно и туда.
Но:
1. Если у вас юридическое лицо, то банк, который не входит в список ТОП-13, находится под более пристальным вниманием мегарегулятора из-за отсутствия у кредитной организации большого объема таких операций как кредитование, овердрафты, торговля валютой, операции с ценными бумагами и прочие высокорисковые с точки зрения соблюдения методических рекомендаций и инструкций ЦБ операции. Как следствие - операции клиентов по расчетно-кассовому обслуживанию лежат "на поверхности".
2. Небольшой банк зарабатывает на РКО (в основном). Поэтому получать с вас только 2000 рублей в месяц за то, что вы гоняете деньги, ему не так интересно. Интересно получить 10, 15 или 20% комиссии за закрытие расчетного счета, прикрываясь необходимостью соблюдения 115-ФЗ как фиговым листком: выглядит вполне убедительно, но неприятно. Да, банк должен компенсировать свои расходы на то, что является агентом государства по борьбе с террористами и обналом, но разве вас это должно волновать, равно как банк не волнует есть у вас доход или нет для очередного платежа по кредиту.
3. Небольшие банки не охотно кредитуют, не дают овердрафты, а лишь выполняют функцию по обслуживанию движения ваших денежных средств. Хотя и крупные банки нынче кредитуют неохотно. У небольших банков стоимость выдачи кредита велика. Поэтому им интересно дать меньшему количеству клиентов и побольше каждому из них. Хотя и крупным тоже не интересно с мелочью возиться, поэтому мы часто встречаем потребительские кредиты, получаемые на собственников или руководителей компаний.
4. У небольших банков меньше денег на поддержание на высоком уровне программного обеспечения, посредством которого вы переводите и получаете деньги.
Если вы решили, что все же будете выбирать среди ТОП-13, то вот для начала сам список: http://www.cbr.ru/banking_sector/credit/systembanks.html/
Открывать счёт сразу в 13 банках идея так себе, однако парочку все же лучше иметь. Это надо сделать хотя бы потому, что даже если вы белый и пушистый, ваша компания или ИП может по одному или двум признакам быть признана неблагонадёжной со всеми вытекающими печальными последствиями.
Итак, если вы не сельхозпроизводитель вдали от МКАД или в ближайшем к вам городе есть альтернатива Россельхозбанку, то обходите это заведение стороной.
Если вы не входите в группу международных компаний, то нечего вам делать в Росбанке, Юникредите и Райффайзенбанке. Пафоса много, автоматизация кривая, в отделение банка не набегаетесь. Хотя в условиях санкций при наличии ВЭД вам придется обслуживаться в одном из этих банков.
ПСБ и ГПБ - банки для крупного бизнеса. Равно как и Открытие-мать.
МКБ и Совкомбанк я исторически обхожу стороной, поэтому и сказать-то нечего.
ВТБ встал на путь исправления и местами можно даже его поставить как резервный. А уж его «плюшки» желающим выводить чистую прибыль без уплаты комиссии за перевод на карту физлица кажется просто счастьем.
Альфа-банк, Сбер и Точка (филиал Открытия), и с октября вошедший в список ТОП системно значимых Тинькофф - самые пригодные для МСП и вот почему:
1. Удобный чат.
2. Удобное мобильное приложение.
3. Развитая сеть банкоматов и партнерская сеть.
4. Обмен документами внутри системы (без поездки в отделение, где открыт счёт).
5. Актуализация данных: если ничего не изменилось, то не давай.
6. Удобный валютный контроль.
7. Программы лояльности.
8. Овернайты и короткие депозиты без поездки в банк.
9. Дополнительные сервисы (эквайринг, онлайн-бухгалтерия, копилка, партнёрские программы и т.п.).
Проблема выбора банка по принципу ближе к офису или к дому отошла на второй план. И дело не в ковидных ограничениях, которые будоражили бизнес последние два года, а в отсутствии потребности являться в отделение для платежей, снятия наличных или заключения дополнительных соглашений.
Даже открыть счёт можно дистанционно.
Единственное, что надо решить и поддерживать на хорошем уровне - вопросы безопасности.
Их два: безопасность платежей и безопасность финансовая.
Обеспечение безопасности платежей сводится к тому, что вы не оставляете открытым интернет-банк после того, как закончили работу, флешки с подписями храните в сейфе, а не оставляете их в компьютере для удобства, не передаёте смс для подтверждения операции третьим лицам.
Тогда вы обеспечите сохранность денег на своих счетах.
Финансовую безопасность можно обеспечить за счёт выполнения методических рекомендаций ЦБ и постоянного диалога со своим банком: платить вовремя налоги, показывать реальность бизнеса и операций, выбирать подрядчиков и клиентов, оплачивать обычные для вашего вида деятельности потребности: офис, канцтовары, связь, воду, печеньки, it-сопровождение, рекламу, услуги юристов, бухгалтеров, разработчиков и прочее.
Тогда вы не будете переплачивать банкам за вывод средств в другой банк в связи с закрытием счёта по инициативе банка в рамках ПОД/ФТ.
Берегите себя, берегите бизнес.
Ваша Наталья Горячая
#мспживи