«Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор — между хорошей жизнью и плохой.»
(с) Эрих Фромм
От автора
Смутные времена, неочевидное будущее и неопределенное настоящее - вот основные параметры нашей с вами жизни в моменты турбулентных изменений миропорядка. В такие периоды особенно важно быть предельно сконцентрированным и здравомыслящим, а также добродетельным и дисциплинированным. В связи с этим, я возвращаюсь к работе над каналом - за время моего отсутствия (а это не много не мало целый год) накопилось множество идей, которые помогли мне и помогут всем читающим держаться на плаву и оставаться в адеквате. Всем читающим - терпения и отношения к миру согласно кольцу Соломона.
Психологический и мотивационный бум
Если пристально изучить окружающее нас инфополе, то можно заметить, что в последние несколько лет у нас сформировался любопытный информационный пузырь, чьё семантическое ядро может быть представлено тегами вроде «саморазвитие», «коучинг», «мотивация», «бизнес», «успех», «стремиться», «финансовая грамотность», «прокачка», «инвестируй», не говоря уже о тегах, относящихся к «психологическому порно», производимых невероятно активными «психологами» нового типа и другими рупорами эзотерических рулад: «ресурсность», «внутренний ребёнок», «люби себя» и прочее. Поскольку активность тех или иных провайдеров инфоуслуг находится в прямой зависимости от спроса на эти услуги, мы можем утверждать, что в обществе существует острый запрос на психологическое образование и мотивационные пинки, на которых и паразитируют инфобарыги. Психологическое и мотивационное порно - это мощный наркотик, который может заполнять опустевшие либо вечно пустые святы места, где должна быть концентрация, дисциплина и нравственность, но при этом создавая зыбкое и временное ничто. Предлагаю взглянуть поближе на обе сферы, чтобы их бессмысленность и потенциальный вред стали очевидными.
Мотивация в 21-м веке - это спекуляция на тех псевдоценностях, что годами, а в масштабах общества десятилетиями вдалбливались в головы всей мощью информационного тумана, транслирующего базовые элементы капиталистического расклада в угоду тех, кому довелось оказаться во главе толпо-элитарной системы. Всем известная модель потребностей Маслоу пусть и удобна, тем не менее не способна в достаточной мере оценить истинные потребности каждого человеческого существа, но зато является прикладным материалом для действия спекулятивных инструментов недобросовестных и безнравственных полулюдей, именующих себя «коучи»/ «тренера»/ «бизнес-спикеры» и прочая шелупонь. Реальность же такова, что задавая свои «глубинные» вопросы на индивидуальных и не очень «сессиях», они тем самым являются рупором тех самых когнитивных искажений и общественных заблуждений, которыми заражено капиталистическое общество, подводя своих заблудившихся клиентов к нахождению «истинных» ответов на свою жизнь. Конечным итогом подобных интервенций является формирование у индивида лже-вектора цели, следуя которому, тот потратит кучу временных и энергоресурсов, а в конечном итоге окажется в плену очередной беспросветной субсистемы и порочном круге внешних ценностей и стремлений, при этом не приблизившись даже на йоту к осознанному существованию и пресловутому счастью.
Психологическая дисциплина на постсоветском пространстве, будучи довольно перспективным и интересным направлением (хоть и не имея под собой совершенно никакой научной основы), не пользуется большой популярностью у большинства наших сограждан. Это касается в первую очередь именно той части психологического знания, которая обладает стройной логической системой и претендует на то, чтобы быть серьезно рассмотренной в качестве дисциплины номер один к внедрению в систему обязательного образования. При этом уродливые ответвления этой сферы вызывают гораздо больший восторг у нашего люда, паразитируя на самых нелепых, простых и очевидных клише и уповая на человеческую лень и веру в чудо. В сущности, распространенным вариантом психологии как продукта массового потребления являются всевозможные тренинги, семинары и всякие мастермайнды, которые также сводятся к бесконечному обмусоливание самых что ни на есть поверхностных и тривиальных взглядов на структуру психики и ткань человеческого счастья. Результатом подобного становится лишь формирование опять же нового вектора цели, ведущего в пучину бесконечного и бессмысленного самокопания и самокоррекции (см. статью иррациональный тупик и жадность до потенций).
Объясняя почему я объединил оба этих понятия воедино - мотивационные и психологические страсти нашего общества, я отмечу, что мне они представляются очередными эгрегорами, кумулирующими энергию человеческих существ, взращивая лишь своё влияние и лишая людей права на самоопределение и каких-либо реальных возможностей изменить свой жизненный сценарий.
Говоря же о запросе, существующем в обществе, который обуславливает возникновение подобных тенденций, можно передать его суть в виде метасообщения «я чувствую себя плохо, хожу по кругу, хочу изменить жизнь и чувствовать себя хорошо». Люди с агрессивным и гипертимичечким темпераментом склонны гиперкомпенсировать этот вопрос, стараясь лезть из кожи вон, превращая свою жизнь в омерзительную гонку вникуда, подпитываясь мотивашками и коучинг-стратегиями. В свою очередь люди с дистимическим и ригидным темпераментом капитулируют перед кризисом и не готовы превращать свою жизнь в американские горки, а склонны скорее подстраиваться под существующие условия, проглатывая психологическую пилюлю от боли, обучаясь принимать, прощать и не страдать. Гиперкомпенсация и капитуляция как ответ на ключевые жизненные вопросы - две стороны одной медали, работающие лишь в некоторой степени, но никогда не приносящие настоящего спокойствие и простоты в жизнь.
Ценности и база моделирования
Определив, что ни один из описанных выше вариантов борьбы с кризисами экзистенции не работает, если взглянуть на ситуацию без иллюзий и заблуждений, мы должны разобраться в том, что может являться гарантом стабильного существования и ментального здоровья индивида в 21-веке. Для ответа на этот вопрос, мы должны разобраться с картиной ценностей и потребностей, а также изучить основной запрос. Цель изучения ценностной картины и картины потребностей - формирование четкой и прочной модели мира, максимально приближенной к реальности и позволяющей действовать в рамках собственной судьбы, выступая источником воли и основным бенефициаром.
Говоря о ценностях (решение вопроса мотивации), следует помнить, что человеческому обществу уже много тысяч лет и на протяжении этого времени вопрос ориентиров и ценностей всегда был ключевым. При этом, если вытряхнуть из головы материалистическую чушь, то станет очевидно, что люди в большинстве своём не могут легко ответить на вопросы ряда «что мне важно», «чего я действительно хочу», «куда мне стремиться» и «каким быть», а поскольку природа пустот не любит - эти провалы быстро заполняет капиталистическая пропаганда. В действительности, ценностная картина, как и все остальное в осознанной жизни, требует от нас концентрации и форматирования.
Несмотря на то, что в общем смысле людям давно известно что действительно является остовом счастья, комфорта и относительной стабильности человека, блуждающий ум цивилизованного индивида все время завлекается в сети эгрегоров, теряя контакт с собственным природным ресурсом. Вспоминая прошлые наши статьи и вообще пораскинув мозгами, мы можем увидеть, что материальная гонка, идеология, бегство в семью, гедонизм, религия и другие попытки решить экзистенциальные вопросы приводят лишь к большему заблуждению и фрустрации, решая вопрос лишь частично, поскольку не используют основной ресурс - свободную волю. Действуя в рамках одной парадигмы и терминологической системы можно достичь наибольших результатов, поэтому мы продолжим считать, что свободная воля это результат предельной концентрации на предмете изучения, деятельности и собственных интенциях.
Возвращаясь к вопросу о реальных ценностях, претендующих на универсальность для человеческих существ, нужно задуматься о том, что поскольку поиском ответов человечество занимается постоянно, а значит те идеи, которые были предложены мудрейшими людьми древних эпох, сохранившиеся по сей день являются источником той самой истины, а новые идеи на новоязе коучинго-психологических выродков не прошли проверку не только логикой, но и временем. На мой взгляд, наиболее прочную ценностную основу имеет система взглядов известная в мире как стоицизм, который представляет собой древнее философское учение, которое практикуют множество людей, способных к саморефлексии и лежащее в основе, внезапно, когнитивно-поведенческой терапии, используемой в качестве мощного инструмента в психотерапии - единственной части психологического знания, обладающей логической и практической основой.
Вкратце формулируя основы ценностной картины стоицизма, нужно отметить, что базой стоицизма является понятие о благе (благодетели) и безразличном. К благу относится все, что позволяет жить в согласии с человеческой природой, а т.е разумно (мудрость, мужество, умеренность, справедливость и прочее) - это именно те ценности, которые являются предметом концентрации. Все остальное, вне благодетели, стоики считают безразличным, выделяя правда предпочтительное безразличное (деньги, слава, успех и пр.) и непредпочтительное (смерть, болезнь, боль и тд.). Подобное нехитрое деление позволяет легко увидеть предмет стремлений стоиков - свободная воля, выбор и нравственность. Стоики даже разработали собственную концепцию принятия решений и фильтра автоматических мыслей - дихотомию контроля, т.е того, что действительно поддаётся контролю - зависит от свободной воли (мысли, поступки, знания, цели, ценности) и что не поддаётся - не зависит от неё (жизнь, смерть, богатство, бедность, успех и прочее), которая в целом довольно удобна и позволяет маневрировать в жизненной стихии с переменным успехом.
Переняв картину ценностей у стоиков, мы сможем приблизиться к разрешению экзистенциального вопроса. Следующим шагом будет разговор о потребностях и их роли в моделировании мира.
Продолжение следует..