Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

"Собибор" - дебют Хабенского в роли режиссера. Военная драма о единственном удачном побеге из лагеря смерти.

Оглавление

"Собибор" вышел на экраны в 2018 году. И был тогда не очень понят. К тому же Хабенский так страстно отнесся к этой работе, что у самого почти начали сдавать нервы. СМИ даже писали, что он устроил скандал на показе. Хотя это был совсем не скандал, а просто плохо скрытое разочарование уставшего человека, которого достали тупыми вопросами.

Но после событий на Украине этого года, Собибор стал более понятен и важен. В каком-то смысле он эти события опережает, указывая на вирусную природу фашизма и представляя ненависть, как болезнь, способную заражать целые нации.

Насколько опасна эта болезнь, люди понимают с древнейших времен, но каждое поколение не знавшее войны, почему-то забывает об этом, снова втягиваясь в мрачную кровавую эпидемию жестокости, как в воронку.

И хотя история восстания в концлагере Собибор имеет счастливый финал - фильм Хабенского не о победе добра над злом, а скорее о кольце безысходности, которое сжимается вокруг человека, когда он попадает под власть торжествующего садизма.

"Мне отмщение и аз воздам" - основная тема фильма. Но читается эта строчка не в традициях библии.

Смирение и долготерпение в ситуации концлагеря - это уже безумие и предательство человеческой природы - добровольное превращение в покоренное животное. И надо найти в себе смелость самому действовать во спасение, а не ждать пока бог соизволит отомстить.

Идея фильма выражена просто и прямолинейно

Хабенский рассказывает, как сложно далось решение о побеге большинству заключенных. Даже в финале, когда пленники бегут к воротам мимо раненного обершарфюрера, многие снимают кепки и на бегу кланяются садисту, в котором привыкли видеть властелина своих жизней.

Поднять голову трудно, но ещё труднее остановиться и не продолжить убивать, когда уже получилось. Обе крайности автор обозначил. А вот заморачиваться с психологией личного выбора и созданием объёмных героев не захотел.

Почему? В одном из интервью Хабенский сказал, что главный герой этого фильма не человек, не люди, а концлагерь - сама система уничтожения.

Вырваться из этой системы можно только благодаря сильному и злому характеру - смирным смерть.

Доверчивые мирные евреи обманом загнаны в концентрационный лагерь, где для них организованы настоящие круги физического и психического ада.

- Ну наконец-то в душ! Два дня в дороге.                                                                               - Да, без душа это ужасно. ( Разговор девушек по пути в баню, где их разденут, остригут и убьют угарным газом от старых танковых моторов. В живых останутся только полезные для лагеря работники).
- Ну наконец-то в душ! Два дня в дороге. - Да, без душа это ужасно. ( Разговор девушек по пути в баню, где их разденут, остригут и убьют угарным газом от старых танковых моторов. В живых останутся только полезные для лагеря работники).

Но даже попав в ад, они продолжают верить в особое к ним расположение со стороны бога и надеются выжить, смиренно претерпев все страдания. Они зажмуривают глаза, опускают голову и шепотом молятся.

В фильме два женских образа: Сельма и Ханна. Ханна совсем девочка, влюблённая в Александра и она постоянно твердит ему, что надо терпеть и молиться.

"Этот кошмар закончится - кто-то выживет, обязательно. Я молюсь, чтобы это были вы Саша. Бог нас спасет. Только не надо мешать ему. Саша, надо просто терпеть. Терпеть и верить".
"Этот кошмар закончится - кто-то выживет, обязательно. Я молюсь, чтобы это были вы Саша. Бог нас спасет. Только не надо мешать ему. Саша, надо просто терпеть. Терпеть и верить".

Рыжая Сельма, напротив, одна из главных организаторов побега.

Рыжую играет Мария Кожевникова. И получилось здорово. Я, честно, не ожидала, что эта актриса с карамельной  внешностью так выразительно может смотреться в кино о войне. И пусть характер Сельмы обозначен схематично, она как будто исполняет роль символа смелости и красоты. Одним своим появлением в кадре Кожевникова заставляет зрителя сопереживать. Реальный прототип её персонажа - польская еврейка Сельма, которая смогла не только сбежать из Собибора, но и сумела выжить, пережить войну и быть свидетельницей на Нюрнбергском процессе.
Рыжую играет Мария Кожевникова. И получилось здорово. Я, честно, не ожидала, что эта актриса с карамельной внешностью так выразительно может смотреться в кино о войне. И пусть характер Сельмы обозначен схематично, она как будто исполняет роль символа смелости и красоты. Одним своим появлением в кадре Кожевникова заставляет зрителя сопереживать. Реальный прототип её персонажа - польская еврейка Сельма, которая смогла не только сбежать из Собибора, но и сумела выжить, пережить войну и быть свидетельницей на Нюрнбергском процессе.

Когда Саша, еврей из коммунистической России, только появляется в лагере, еврейская диаспора сначала пытается поставить его на место, заставить нагнуть голову: его жестко избивают, боясь новых расстрелов.

Да и сам русский не очень стремится стать Моисеем для робких и болезных. Но куда ему деваться от своего характера? Он остается верен самому себе: внимательно смотрит в глаза начальнику лагеря, осматривается, наблюдает, думает, помогает слабым, приобретая доверие и, наконец, снова ведет разговоры о возможности побега. Постепенно евреи принимают его правоту и лидерство. Ведь они живут на краю терпения, и цепляться за жизнь большинству уже не хочется - страха всё меньше Едва мерцающая надежда гаснет и просыпаются ненависть и злость.

Сюжет

Большая часть сюжета сосредоточена на садистских развлечениях фашистских офицеров: расстреливают по прихоти, с пристрастием и для профилактики избивают, устраивают бега, с запряженными в тележки людьми, стегая их плетьми.

У тебя 5 минут, чтобы разрубить этот пень. Не успеешь, я расстреляю каждого десятого здесь. Время пошло.
У тебя 5 минут, чтобы разрубить этот пень. Не успеешь, я расстреляю каждого десятого здесь. Время пошло.

Фильм тяжелый, но не слишком реалистичный.

Садизм показан в общих чертах, без изнасилований и той настоящей жути, которая реально царила в концлагерях во второй половине мировой. Хабенский не стремится окунуть зрителя в жестокость с головой, как например в фильме "Казнь", после просмотра которого кажется, что окровавленные избитые тела вторглись с твоё личное пространство. Хабенский интеллигент.

Поэтому Собибор мудро балансирует между театральностью и реалистичностью - и баланс этот не безупречен: в чём-то вышло, в чем-то нет.

Например немцы психопаты выглядят немного игрушечно - у них толком не прописаны характеры, нет своих историй. Из-за этого сюжет не слишком захватывает, особенно если уже знаешь реальную историю этого знаменитого восстания.

Но в целом зло показано достаточно сурово, чтобы понять, почему мирные и смиренные люди всё-таки в итоге озверели и уничтожили врага почти голыми руками.

Собибор запоминается художественными деталями:

  • мутным стеклянным взглядом начальника лагеря, наблюдающим сверху сквозь мутное окошко, как умирают в газовой камере остриженные и раздетые до нага женщины.
  • притворной кривой улыбкой мальчишки подростка, когда он как собачонка ловит ртом сахар, который бросают ему офицеры.
  • калейдоскопом эмоций, которые мелькают как свето-тени на лицах людей, стоящих в ряд на коленях, когда вдоль этого ряда идет фашист и стреляет им головы, по типу: раз-два-три - умри".

Не забудете вы и скульптурно волевую мимику еврея коммуниста, которого играет сам Хабенский. Он настолько серьезно поработал над своим образом, что местами кажется, что родился новый киножанр: драматический автопортрет художника.

Александр Печерский - советский еврей, возглавивший восстание в польском лагере смертников Собибор.
Александр Печерский - советский еврей, возглавивший восстание в польском лагере смертников Собибор.

Меня весь фильм не покидало ощущение, что если бы не мощный волевой характер Александра Печерского в центре событий, картина просто распалась бы на детали, да и сам побег - был бы невозможен.

Из фашистов индивидуальностью наделен только персонаж Кристофера Ламберта - скорее всего потому, что актеры такого уровня как Ламберт, уже не нуждаются в том, чтобы кто-то создавал для них образ - они делают это сами в процессе съёмок.

Обершарфюрер Карл Френцель - комендант лагеря и "банщик" (человек наблюдавший за тем, как идет процесс уничтожения пленных, сквозь единственное окошко газовой камеры). По версии Кристофера Ламберта - это  унылый, нервный и  уставший от всего импотент, обиженный на своего отца. Этот Карл даже представить себе не может, что его пленные марионетки способны спланировать и осуществить вооруженный побег.
Обершарфюрер Карл Френцель - комендант лагеря и "банщик" (человек наблюдавший за тем, как идет процесс уничтожения пленных, сквозь единственное окошко газовой камеры). По версии Кристофера Ламберта - это унылый, нервный и уставший от всего импотент, обиженный на своего отца. Этот Карл даже представить себе не может, что его пленные марионетки способны спланировать и осуществить вооруженный побег.

Если главный герой фильма - это лагерная система, но почему рассказ о ней так хаотичен, спутан и фрагментарен?

Серия убийств немецких офицеров концлагеря организована почти спонтанно, в каком-то нервном порыве. В итоге всё выглядит как цепочка случайно удавшихся безумств.

Не исключаю, что в реальности так и было. Ведь Собибор единственный в истории. Больше примеров восстания в немецком концлагере, после которого кому-то удалось выжить, мы не знаем. Но о случайном невозможно снять серьезное кино - задача художника найти закономерности, выстроить художественную правду и дать людям ключи к ответам на вечные вопросы.

В Собиборе эти задачи решены только отчасти. И очень много спорных решений.

Почему выстраивая сюжет, Хабенский пренебрег такой исторической "мелочью" как подкуп украинских коллаборационистов, которые были наняты для охраны периферии лагеря и стояли на пулеметных вышках?
Почему выстраивая сюжет, Хабенский пренебрег такой исторической "мелочью" как подкуп украинских коллаборационистов, которые были наняты для охраны периферии лагеря и стояли на пулеметных вышках?

 В фильме по толпе стреляют 2 пулемета МГ-42 и три карабина. И пулеметчиков убивают раньше, чем они успевают расстрелять свои ленты по 50 патронов. То есть по версии Хабенского, лагерь, получается,  был не рассчитан на возможность массового побега?  Не совсем понятно, почему Хабенский решает вооружить организаторов побега огнестрельным, хотя по мемуарам выживших мы знаем, что план захвата склада с оружием в реальности провалился, и они бежали практически безоружными ? Удивляет также минометный огонь за воротами лагеря...
В фильме по толпе стреляют 2 пулемета МГ-42 и три карабина. И пулеметчиков убивают раньше, чем они успевают расстрелять свои ленты по 50 патронов. То есть по версии Хабенского, лагерь, получается, был не рассчитан на возможность массового побега? Не совсем понятно, почему Хабенский решает вооружить организаторов побега огнестрельным, хотя по мемуарам выживших мы знаем, что план захвата склада с оружием в реальности провалился, и они бежали практически безоружными ? Удивляет также минометный огонь за воротами лагеря...

Кульминация

Офицеров, как кур, вырезают одного за другим - заманивают в тупейшие ловушки, используя эффект неожиданности. Ненависть и решимость измученных пленных даёт им столько сил, что даже мальчишка подросток, не тренированный, запуганный и физически слабый, оказывается способен убить взрослого мужчину офицера - едва получив в руки нож. Возможно ли?

Русский показал им куда бить? Они действуют на адреналине? Ну, допустим, это возможно. Но это такой уровень истерики, которую сыграть нельзя! Поэтому правдоподобность сцен насилия, в каком-то смысле, может вызвать восхищение мастерством - большинство критиков отмечают это. Но я не разделяю восхищения. Мне непонятно, зачем так стараться художественно подать убийство, в ущерб смыслу, забыв об ответственности в работе с такой темой как фашизм?

Ради чего все эти сцены, показывающие на контрасте ненависть измученных людей и повальную увлеченность работников концлагеря ювелирными безделушками и красиво сидящими шмотками?

Может быть, это идет от того общества, которому принадлежит сам Константин Хабенский? Элита, купающаяся в материальном изобилии и слишком увлеченная вещами? Или он просто так понимает мотивы фашистов, как людей тупых и недалёких?

Не знаю. Мне такая трактовка кажется наивной недооценкой злодейства.

Я знаю, что фашизм аскетичен в своей философии - он объединяет людей склонных к садизму и наслаждающихся им. Именно таким был настоящий начальник лагеря Собибор, судя по воспоминаниям выживших - весельчак и краснобай, он упивался властью и радовался жизни.

Мне показались неестественными диалоги в сценах убийства.

Они похожи на набор фраз надерганный из воспоминаний очевидцев и как-то (как вышло ?) "вляпанных" в конструкцию сюжета.

Я сам тебя убью. Мне бабы говорят, что от меня пахнет смертью.

Неожиданно выкрикивает офицер, через секунду после того, как ему в шею воткнули ножницы.

Фраза яркая, запоминающаяся, но смешно же думать, что в ситуации болевого шока кто-то может такое сказать? Рефлексия по поводу баб, вместо дикого яростного крика?. Не верю!

Также неловко в одну из сцен убийства встроена декларация общей идеи фильма, напоминающая какой-то бред пьяного сознания.

Шломо, мальчишка лет 16-ти, убив офицера, не долго думая, достаёт клещи, наклоняется к лицу своей ещё живой жертвы и что-то там делает - что именно, Хабенский целомудренно оставляет за кадром.

Ты хотел запонки? Я сделаю их из твоих зубов.

И уходя бросает:

Научили евреев убивать!

(Можно подумать - евреи раньше не умели).

"Я убил человека. Я убил." (Шломо - актер Иван Злобин). В реальной истории лагеря Шломо Подхлебник и Иосеф Курц бежали из Собибора за несколько месяцев до восстания: во время похода за водой они убили конвоиров (их не поймали).
"Я убил человека. Я убил." (Шломо - актер Иван Злобин). В реальной истории лагеря Шломо Подхлебник и Иосеф Курц бежали из Собибора за несколько месяцев до восстания: во время похода за водой они убили конвоиров (их не поймали).

В титрах говорится, что мальчишка Шломо, вырвавший зуб своей первой жертве, продолжает свой путь возмездия: по всему миру он преследует фашистов, сбежавших от правосудия, и лично убивает ещё 18 человек, уже после войны.

Авторской позиции по поводу такого возмездия фильм не даёт - но как-то само собой разумеется, что такая месть стоит над любым законом.

Резюмирую

Фильм сильный, но очень "рваный". Не соглашусь с поверхностной оценкой Евгения Баженова (BadComedian), который делает выводы даже не вникая в материал, собирает какие-то слухи со съёмочных площадок, - якобы Хабенскому этот фильм навязали - и даже упрекает картину в том, что кто-то поставил на неё маркер 12+ (больные люди - потому что тут и 18+ будет маловато). В пекло эти упреки.

Но если бы у Хабенского было больше опыта, он бы сумел выстроить цепочку убийств немецких офицеров, как неизбежность эффекта домино. Вот тогда было бы настоящее мощное впечатление - как минимум, с точки зрения режиссуры.

Но я всё равно прошу не писать в комментариях, что наши "снимать не умеют". Если вы так считаете - идите и пробуйте сами! Может, у вас выйдет лучше.

А эта работа Константина Хабенского ценна тем, что он попробовал снять не "продукт киноиндустрии", а сделать то, что его волнует лично.

И зрителю сейчас, как никогда, нужно серьезное кино о фашизме - о его смысле и его реальности. Потому что он воскрес и растет быстро - это не очевидно только слепому.

Нам нужна настоящая память, а не "поделки" на историческом материале. Хабенский в этом смысле не сказочник, и не варвар, потому что довольно аккуратно обошелся с фактами, хотя и не во всём. Поэтому мне интересно, что он будет как режиссер снимать дальше.

А в этой картине мне как зрителю не хватило правды, не хватило ответа на вопрос: что нам делать с фашизмом сегодня? Осуждать морально? И при этом смотреть сквозь демократические свободы, как его поддерживают оружием? А что потом, когда эти твари начнут выигрывать выборы по всей планете - нам останется толпой бежать через открытые ворота, надеясь, что перекрестный пулеметный огонь будет не смертельным "как в кино".

По мне так, определенно - не вариант!

Наталя Артемьева

#война

#ВОВ

#собибор

#военная драма

#Хабенский

#Хабенский режиссер

#концлагерь

#лагерь смерти

#возмездие

#фашизм

"