"Собибор" вышел на экраны в 2018 году. И был тогда не очень понят. К тому же Хабенский так страстно отнесся к этой работе, что у самого почти начали сдавать нервы. СМИ даже писали, что он устроил скандал на показе. Хотя это был совсем не скандал, а просто плохо скрытое разочарование уставшего человека, которого достали тупыми вопросами.
Но после событий на Украине этого года, Собибор стал более понятен и важен. В каком-то смысле он эти события опережает, указывая на вирусную природу фашизма и представляя ненависть, как болезнь, способную заражать целые нации.
Насколько опасна эта болезнь, люди понимают с древнейших времен, но каждое поколение не знавшее войны, почему-то забывает об этом, снова втягиваясь в мрачную кровавую эпидемию жестокости, как в воронку.
И хотя история восстания в концлагере Собибор имеет счастливый финал - фильм Хабенского не о победе добра над злом, а скорее о кольце безысходности, которое сжимается вокруг человека, когда он попадает под власть торжествующего садизма.
"Мне отмщение и аз воздам" - основная тема фильма. Но читается эта строчка не в традициях библии.
Смирение и долготерпение в ситуации концлагеря - это уже безумие и предательство человеческой природы - добровольное превращение в покоренное животное. И надо найти в себе смелость самому действовать во спасение, а не ждать пока бог соизволит отомстить.
Идея фильма выражена просто и прямолинейно
Хабенский рассказывает, как сложно далось решение о побеге большинству заключенных. Даже в финале, когда пленники бегут к воротам мимо раненного обершарфюрера, многие снимают кепки и на бегу кланяются садисту, в котором привыкли видеть властелина своих жизней.
Поднять голову трудно, но ещё труднее остановиться и не продолжить убивать, когда уже получилось. Обе крайности автор обозначил. А вот заморачиваться с психологией личного выбора и созданием объёмных героев не захотел.
Почему? В одном из интервью Хабенский сказал, что главный герой этого фильма не человек, не люди, а концлагерь - сама система уничтожения.
Вырваться из этой системы можно только благодаря сильному и злому характеру - смирным смерть.
Доверчивые мирные евреи обманом загнаны в концентрационный лагерь, где для них организованы настоящие круги физического и психического ада.
Но даже попав в ад, они продолжают верить в особое к ним расположение со стороны бога и надеются выжить, смиренно претерпев все страдания. Они зажмуривают глаза, опускают голову и шепотом молятся.
В фильме два женских образа: Сельма и Ханна. Ханна совсем девочка, влюблённая в Александра и она постоянно твердит ему, что надо терпеть и молиться.
Рыжая Сельма, напротив, одна из главных организаторов побега.
Когда Саша, еврей из коммунистической России, только появляется в лагере, еврейская диаспора сначала пытается поставить его на место, заставить нагнуть голову: его жестко избивают, боясь новых расстрелов.
Да и сам русский не очень стремится стать Моисеем для робких и болезных. Но куда ему деваться от своего характера? Он остается верен самому себе: внимательно смотрит в глаза начальнику лагеря, осматривается, наблюдает, думает, помогает слабым, приобретая доверие и, наконец, снова ведет разговоры о возможности побега. Постепенно евреи принимают его правоту и лидерство. Ведь они живут на краю терпения, и цепляться за жизнь большинству уже не хочется - страха всё меньше Едва мерцающая надежда гаснет и просыпаются ненависть и злость.
Сюжет
Большая часть сюжета сосредоточена на садистских развлечениях фашистских офицеров: расстреливают по прихоти, с пристрастием и для профилактики избивают, устраивают бега, с запряженными в тележки людьми, стегая их плетьми.
Фильм тяжелый, но не слишком реалистичный.
Садизм показан в общих чертах, без изнасилований и той настоящей жути, которая реально царила в концлагерях во второй половине мировой. Хабенский не стремится окунуть зрителя в жестокость с головой, как например в фильме "Казнь", после просмотра которого кажется, что окровавленные избитые тела вторглись с твоё личное пространство. Хабенский интеллигент.
Поэтому Собибор мудро балансирует между театральностью и реалистичностью - и баланс этот не безупречен: в чём-то вышло, в чем-то нет.
Например немцы психопаты выглядят немного игрушечно - у них толком не прописаны характеры, нет своих историй. Из-за этого сюжет не слишком захватывает, особенно если уже знаешь реальную историю этого знаменитого восстания.
Но в целом зло показано достаточно сурово, чтобы понять, почему мирные и смиренные люди всё-таки в итоге озверели и уничтожили врага почти голыми руками.
Собибор запоминается художественными деталями:
- мутным стеклянным взглядом начальника лагеря, наблюдающим сверху сквозь мутное окошко, как умирают в газовой камере остриженные и раздетые до нага женщины.
- притворной кривой улыбкой мальчишки подростка, когда он как собачонка ловит ртом сахар, который бросают ему офицеры.
- калейдоскопом эмоций, которые мелькают как свето-тени на лицах людей, стоящих в ряд на коленях, когда вдоль этого ряда идет фашист и стреляет им головы, по типу: раз-два-три - умри".
Не забудете вы и скульптурно волевую мимику еврея коммуниста, которого играет сам Хабенский. Он настолько серьезно поработал над своим образом, что местами кажется, что родился новый киножанр: драматический автопортрет художника.
Меня весь фильм не покидало ощущение, что если бы не мощный волевой характер Александра Печерского в центре событий, картина просто распалась бы на детали, да и сам побег - был бы невозможен.
Из фашистов индивидуальностью наделен только персонаж Кристофера Ламберта - скорее всего потому, что актеры такого уровня как Ламберт, уже не нуждаются в том, чтобы кто-то создавал для них образ - они делают это сами в процессе съёмок.
Если главный герой фильма - это лагерная система, но почему рассказ о ней так хаотичен, спутан и фрагментарен?
Серия убийств немецких офицеров концлагеря организована почти спонтанно, в каком-то нервном порыве. В итоге всё выглядит как цепочка случайно удавшихся безумств.
Не исключаю, что в реальности так и было. Ведь Собибор единственный в истории. Больше примеров восстания в немецком концлагере, после которого кому-то удалось выжить, мы не знаем. Но о случайном невозможно снять серьезное кино - задача художника найти закономерности, выстроить художественную правду и дать людям ключи к ответам на вечные вопросы.
В Собиборе эти задачи решены только отчасти. И очень много спорных решений.
Кульминация
Офицеров, как кур, вырезают одного за другим - заманивают в тупейшие ловушки, используя эффект неожиданности. Ненависть и решимость измученных пленных даёт им столько сил, что даже мальчишка подросток, не тренированный, запуганный и физически слабый, оказывается способен убить взрослого мужчину офицера - едва получив в руки нож. Возможно ли?
Русский показал им куда бить? Они действуют на адреналине? Ну, допустим, это возможно. Но это такой уровень истерики, которую сыграть нельзя! Поэтому правдоподобность сцен насилия, в каком-то смысле, может вызвать восхищение мастерством - большинство критиков отмечают это. Но я не разделяю восхищения. Мне непонятно, зачем так стараться художественно подать убийство, в ущерб смыслу, забыв об ответственности в работе с такой темой как фашизм?
Ради чего все эти сцены, показывающие на контрасте ненависть измученных людей и повальную увлеченность работников концлагеря ювелирными безделушками и красиво сидящими шмотками?
Может быть, это идет от того общества, которому принадлежит сам Константин Хабенский? Элита, купающаяся в материальном изобилии и слишком увлеченная вещами? Или он просто так понимает мотивы фашистов, как людей тупых и недалёких?
Не знаю. Мне такая трактовка кажется наивной недооценкой злодейства.
Я знаю, что фашизм аскетичен в своей философии - он объединяет людей склонных к садизму и наслаждающихся им. Именно таким был настоящий начальник лагеря Собибор, судя по воспоминаниям выживших - весельчак и краснобай, он упивался властью и радовался жизни.
Мне показались неестественными диалоги в сценах убийства.
Они похожи на набор фраз надерганный из воспоминаний очевидцев и как-то (как вышло ?) "вляпанных" в конструкцию сюжета.
Я сам тебя убью. Мне бабы говорят, что от меня пахнет смертью.
Неожиданно выкрикивает офицер, через секунду после того, как ему в шею воткнули ножницы.
Фраза яркая, запоминающаяся, но смешно же думать, что в ситуации болевого шока кто-то может такое сказать? Рефлексия по поводу баб, вместо дикого яростного крика?. Не верю!
Также неловко в одну из сцен убийства встроена декларация общей идеи фильма, напоминающая какой-то бред пьяного сознания.
Шломо, мальчишка лет 16-ти, убив офицера, не долго думая, достаёт клещи, наклоняется к лицу своей ещё живой жертвы и что-то там делает - что именно, Хабенский целомудренно оставляет за кадром.
Ты хотел запонки? Я сделаю их из твоих зубов.
И уходя бросает:
Научили евреев убивать!
(Можно подумать - евреи раньше не умели).
В титрах говорится, что мальчишка Шломо, вырвавший зуб своей первой жертве, продолжает свой путь возмездия: по всему миру он преследует фашистов, сбежавших от правосудия, и лично убивает ещё 18 человек, уже после войны.
Авторской позиции по поводу такого возмездия фильм не даёт - но как-то само собой разумеется, что такая месть стоит над любым законом.
Резюмирую
Фильм сильный, но очень "рваный". Не соглашусь с поверхностной оценкой Евгения Баженова (BadComedian), который делает выводы даже не вникая в материал, собирает какие-то слухи со съёмочных площадок, - якобы Хабенскому этот фильм навязали - и даже упрекает картину в том, что кто-то поставил на неё маркер 12+ (больные люди - потому что тут и 18+ будет маловато). В пекло эти упреки.
Но если бы у Хабенского было больше опыта, он бы сумел выстроить цепочку убийств немецких офицеров, как неизбежность эффекта домино. Вот тогда было бы настоящее мощное впечатление - как минимум, с точки зрения режиссуры.
Но я всё равно прошу не писать в комментариях, что наши "снимать не умеют". Если вы так считаете - идите и пробуйте сами! Может, у вас выйдет лучше.
А эта работа Константина Хабенского ценна тем, что он попробовал снять не "продукт киноиндустрии", а сделать то, что его волнует лично.
И зрителю сейчас, как никогда, нужно серьезное кино о фашизме - о его смысле и его реальности. Потому что он воскрес и растет быстро - это не очевидно только слепому.
Нам нужна настоящая память, а не "поделки" на историческом материале. Хабенский в этом смысле не сказочник, и не варвар, потому что довольно аккуратно обошелся с фактами, хотя и не во всём. Поэтому мне интересно, что он будет как режиссер снимать дальше.
А в этой картине мне как зрителю не хватило правды, не хватило ответа на вопрос: что нам делать с фашизмом сегодня? Осуждать морально? И при этом смотреть сквозь демократические свободы, как его поддерживают оружием? А что потом, когда эти твари начнут выигрывать выборы по всей планете - нам останется толпой бежать через открытые ворота, надеясь, что перекрестный пулеметный огонь будет не смертельным "как в кино".
По мне так, определенно - не вариант!
Наталя Артемьева
#война
#ВОВ
#собибор
#военная драма
#Хабенский
#Хабенский режиссер
#концлагерь
#лагерь смерти
#возмездие
#фашизм
"