Стоимость литра бензина - один из самых популярных ценников, к которому приковано внимание общественности. И неспроста. Треть поступления Российского федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы, а в структуре товарного экспорта доля нефти и газа вообще занимает одну из лидирующих позиций. Казалось бы, как в стране, экономика которой основана на экспортно-долевой модели развития, могут формироваться высокие (но только на первый взгляд) цены на топливо.
Согласно одной известной шутке, бензин в России дорожает в трёх случаях:
- когда нефть дешевеет;
- когда нефть дорожает;
- когда нефть не меняется в цене.
Доля истины в этой шутке в том, что цены на бензин в России действительно слабо связанны с ценой нефти. Ниже приведен график колебания цен на нефть марки Brent, на основе которой рассчитываются цены экспортных сортов Российской нефти, таких как Urals и Siberian Light. Никакой направленной динамики мы не видим. Да, есть серьёзные колебания, особенно в последние 5 лет, но сказать, что цена нефти постоянно росла нельзя. А вот розничная цена литра 95-го бензина в рублях все эти годы неуклонно росла. Как такое может быть? Да очень просто. Если перевести все эти цены в доллары США, то мы увидим, что долларовые цены с ценой нефти связанны довольно тесно. Это позволяет сделать вывод, что подорожание бензина связанно с девальвацией рубля. Если рубль ослабевает, то нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, конвертируя полученную долларовую выручку в национальную валюту.
Большая часть добытой нефти идёт на внешний рынок, к более платежеспособному покупателю, а отечественный производитель начинает испытывать дефицит, что и ведёт к повышению внутренних цен.
Для решения этой проблемы, с 2019 года, в России применяется демпферный механизм, который работает следующим образом: при высоких экспортных ценах топлива государство компенсирует нефтяникам недополученную прибыль из бюджета, чтобы те наполняли внутренний рынок. Ну а если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то нефтяные компании перечисляют часть прибыли государству. Эта схема позволяет несколько сгладить колебания при изменчивости рублёвого курса.
У Вас наверное напрашивается вывод, что стабилизация курса приведёт к понижению цен на бензин. Но это не так. Не забывайте, что любые товары со временем дорожают по причине инфляции и на фоне подорожания цен, допусти, на капусту и картошку, подорожание бензина на 170% за последние 10 лет не выглядит таким шокирующим. Деньги попросту теряют свою покупательную способность, что и отражается на росте цен, в том числе и на топливо.
Казалось бы, аргументов про курс и инфляцию достаточно, чтобы Вы больше не связывали цены на нефть с ценами бензина, но есть ещё один важный фактор - налоги. Вы возможно удивитесь, но большую часть розничной стоимости литра бензина на Российском рынке составляют именно они. Налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход и акцизы. Ну а стоимость самой нефти, как видите на анализе ниже, составляет лишь 12% от итоговой цены.
Дополнительно стоит сказать, что в последние годы правительство в стремлении повысить доходы бюджета используют так называемый налоговый манёвр. Его суть заключается в снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году. Откуда же взяться тогда доходам? А они поступят за счет повышения налога на добычу природных ископаемых, то есть часть налоговой нагрузки плавно переносится с экспортируемой на всю добываемую нефть, что не может не сказаться на внутренних ценах, которые при прочих равных факторах получат дополнительный стимул роста.
Ну и давайте взглянем что там у других стран, может в сравнении с ними наш бензин дешевый? И действительно, данные как в рублях, так и в долларах демонстрируют достаточно "приятные" цены на Российском рынке, относительно других экономик. Вместе с рядом нефтедобывающих держав, Россия может похвастаться наличием дешевого топлива, тогда как в Европейских странах стоимость в разы превышает Российские цены. Так что несмотря на постоянное подорожание, причины которого Вы теперь знаете, цена бензина в России не так высока, по сравнению с другими национальными рынками.
Но почему же несмотря на объективные факторы и сравнительно не высокие цены на внутреннем рынке, каждое подорожание литра бензина воспринимается нами так болезненно? Всё, как обычно, упирается в уровень жизни. По данным на 2021 год на среднюю Российскую зарплату можно было приобрести 912, 3 литра 95-го бензина, что даже при относительно невысокой цене одного литра оставляет Россию на 20-м месте в соответствующем рейтинге. В то же время, гражданин Австрии или Ирландии, стран которые где-то в конце списка по нефтедобыче, могут купить на свою зарплату чуть более 2000 литров бензина. Это в очередной раз подчеркивает низкий потенциал топливно-сырьевого сектора, как локомотива экономики и декларирует необходимость создания высокотехнологичных инновационных секторов. Так что это не бензин дорого, это мы недостаточно обеспеченные.
Благодарю Вас за то, что дочитали эту статью до конца.
Текст является авторским, фотографии взяты из открытых источников.
Поставьте лайк и напишите свои мысли о прочитанном в комментариях - это поможет мне в продвижении канала.
Возможно, Вам так же будет интересно:
1. Мифы о ядерном оружии в которые мы верим
2. 60 лет притворялась Мужчиной. Джеймс Барри и его доврачебная тайна
3. От Мартина Лютера Кинга до Black Lives Matter. История расизма в США
4. Жизнь без завтра. Амиши - сектанты из прошлого. Топ 10 фактов
#экономика #бензин #цены #цены на бензин #рост цен #авто