Представьте себе цилиндр любого диаметра. Или трубу. Представили? После этого вообразите, что их под прямым углом пересекает точно такой же цилиндр. Или труба.
Получится вот что.
А теперь мысленно отбросьте все лишние части этого узла, помимо самой центральной.
Вот как раз эта самая центральная часть и есть - ТЕЛО ШТЕЙНМЕЦА. Носит оно именно это имя, несмотря на то, что в разные времена его исследовали Архимед, Цзу Чунчжи и Пьеро делла Франческа. Но тут самое время вспомнить о ЗАКОНЕ СТИГЛЕРА, который всё объясняет.
В природе вы вряд ли где-нибудь встретите это тело, а вот в архитектуре - очень даже возможно. По крайней мере, верхняя половинка известна под именами "монастырский свод", "павильонный свод" или "сомкнутый свод" и представляет собой хранилище с четырьмя вогнутыми поверхностями (участки цилиндров ), пересекающиеся в точке над центром помещения.
Возможно, если покопаться, можно найти и другие примеры использования ТЕЛА ШТЕЙНМЕЦА в технике, быту, культуре, науке и т.п.
Но не менее любопытна личность самого учёного, который его изучил.
Чарлз Протеус Штейнмец (9 апреля 1865 - 26 октября 1923) - американский инженер-электрик германского происхождения. Из-за врождённого наследственного заболевания, которым страдали его отец и дед, он был маленьким и нескладным человеком ростом всего 130 см. Что, однако, не помешало ему компенсировать физические недостатки мощным интеллектом и кипучей энергией.
Закончив факультет механики Швейцарского технологического университета, переехал в США и поселился в Нью-Йорке. Начало его трудовой деятельности в этой стране отражено в байке, которую потом много раз пересказывали самые разные люди в самых разных контекстах и с самыми разными персонажами. А всё было так.
Однажды на одном из заводом Ford забарахлил огромный электрогенератор. Никто из штатных инженеров не мог понять, в чём причина. Пригласили Штейнмеца. Когда люди увидели горбуна-карлика вместо почтенного инженера, они были сильно разочарованы и не могли поверить, что тот на что-либо годится. Однако через некоторое время Штейнмец, изучив генератор, поставил на одной из его сторон меловую отметку и посоветовал смотать здесь шестнадцать витков с обмотки возбуждения.
Сделали так, как он сказал, и работа генератора наладилась. За свои услуги Штейнмец запросил 1000 долларов (очень крупную по тем временам сумму). А когда Форд потребовал объяснить, за что же он должен выложить столько денег, Штейнмец ответил: «1 доллар — за то, что поставил меловую отметку. 999 долларов — за то, что знал, куда ее поставить».
Поступив на работу к Рудольфу Айкемейеру, совладельцу электротехнической компании «Остерхелд и Айкемейер», Штейнмец за короткое время сделал два больших открытия: вывел эмпирическую формулу для подсчета потерь на гистерезис и разработал метод расчета цепей переменного тока. Плюс ко всему, запатентовал около 70 изобретений, среди которых были асинхронные двигатели, генераторы и вращающиеся электрические преобразователи.
Есть мнение, что основатель General Electric Томас Эдисон долго пытался заманить Штейнмеца к себе на работу. А когда ничего не вышло, просто купил компанию Айкемейера целиком, вместе со всем оборудованием, рабочими и чудо-инженером из Германии.
Самое интересное, что, несмотря на наследственную ахондроплазию, вызвавшую карликовость, и горб, этот невзрачный инженер пользовался у женщин большим успехом - во многом благодаря его остроумию и азарту.
Поэтому, получив большую зарплату и огромный дом от компании, Штейнмец мог позволить себе не только заниматься в полное удовольствие наукой, но и устраивать грандиозные попойки и гульбища с коллегами. При этом, как вспоминали его друзья, им удавалось как-то совмещать гедонизм с упорной работой на производстве. А самоотверженный труд на благо General Electric - с пьянством и распутством.
В 1903 году Штейнмецу предложили должность профессора в скенектадском Юнион-колледже. Он боялся, что студенты начнут его высмеивать, однако те с самого начала выказывали ученому уважение, проявили живой интерес к лекциям и не уставали задавать вопросы, на которые Штейнмец подробно отвечал. Взаимная симпатия профессора и учащихся достигла апогея, когда Штейнмецу предложили вступить в братство Фи-Гамма-Дельта. Ученый отказался, но в ответ на любезное предложение проследил, чтобы в доме братства провели электричество.
Любопытно, что когда Штейнмец получил место президента Совета по образованию, он заявил: «Думаю, я перестал быть социалистом, когда начал получать пять тысяч долларов в год». Тем не менее, под руководством Чарльза были построены три новые школы и расширены три уже существовавшие. Ученый ратовал за увеличение числа детских площадок, школьного оборудования и медицинского обеспечения.
Не имея собственных детей, Штейнмец решил усыновить своего молодого помощника, студента Джозефа Хейдена, который был ему не только ассистентом в исследованиях, но и близким другом. А когда тот пришёл в гости с девушкой и сказал, что собирается жениться, предоставил свой дом в распоряжение молодой пары. И затем воспитывал их детей как своих внуков.
...Говорят, что когда гроб с телом учёного опускали в могилу, все заводы General Electric на пять минут остановились.
P.S. Есть данные о том, что Штейнмец состоял в переписке с Лениным и предлагал ему помощь в реализации плана электрификации страны. Но тот по каким-то причинам отказался от предложения, ответив: «Отсутствие официальных и законно признанных отношений между Советской Россией и Соединенными Штатами [дипломатических отношений] крайне затрудняет и для нас и для Вас практическое осуществление Вашего предложения».
Правда, позднее Ильич всё-таки переслал Штейнмецу материалы ГОЭЛРО и обратился с просьбой оказать содействие в приобретении тракторов в кредит.