У нас, самая большая по территории страна в мире. Очень большое количество авиасообщений, как регулярных, так и вылетающих по набору пассажиров. Техников становится в меньше, старая элита уходит на пенсию, а большинство молодых заканчивают учебные заведения, и не идут работать по профессии.
Таким образом нехватка кадров сильно сказывается на регулярном своевременном обслуживании. Пока происходит обслуживание одного борта, два и более могут стоять и ждать своей очереди по специализированному техническому обслуживанию. Вместо того, что бы вылетать на поисково-спасательные работы, сан задания и просто перевозить пассажиров летательные аппараты простаивают на земле.
На самом деле ситуация достаточно странная, большинство авиакомпаний и авиазаводов предлагают весьма неплохие варианты. Но помимо этого в любом предприятии есть система, с помощью которой начинаешь зарабатывать больше.
Для авиатехников (независимо от специальности ЛАиД или АиРЭО) существует система допусков и разрядов.
Допуском является право на осуществление технического обслуживания с правом подписи на определëнном воздушном судне. Приведу пример на семействе вертолëтов Миля.
Изначально авиатехник устраивается на работу и допуска у него отсутствуют. Базой для Милевских машин, на данный момент является вертолëт Ми-8Т или (П). Когда после трудоустройства проходит год, один раз в жизни (по новым стандартам) нужно сдать Росавиатест (что то типо ПДД). После чего назначается стажировка, закрепляют за человеком у которого есть право к самостоятельному обслуживанию, после собирается комиссия для сдачи зачëта на первый допуск. К сожалению зарплата от него не зависит, но уже есть возможность расписывать выполненные работы. За подготовку вертолëта который дежурит по поисково-спасательным работам доплачивают отдельно. Это уже приятно.
Когда проходит ещё год, наступает время для сдачи на второй допуск, в нашем случае это на Ми-8МТВ. Опять стажировка, собирается комиссия для проверки знаний вертолëта этого типа. При получении второго допуска осуществляется прибавка к ЗП в районе 20%.
Ещё через год, подходит время к допуску на Ми-8АМТ. Стажировка, комиссия, зачëт, присвоение допуска. За который доплачивают ещё в районе 10%.
Каждый допуск действителен в течении трëх лет, для того что бы его продлить необходимо проходить курсы повышения квалификации, от предприятия.
Теперь поговорим о разряде. При устройстве на работу авиатехник сразу работает по четвëртому разряду. Через три года после трудоустройства, техник может претендовать на повышение до пятого разряда. Если руководство посчитает претендента достаточно компетентным, то ему дают перечень вопросов, к которым он готовится до сдачи. Когда присвоен пятый разряд, прибавка к ЗП составляет в районе 15%.
Ещё через два года после получения пятого разряда вся таже самоя процедура происходит с повышением до шестого разряда. Размер доплаты приблизительно 15%.
Помимо этого есть доплаты за авиационный стаж, выслугу лет, вредность, премии но это уже варьируется.