Найти в Дзене
Парад паровозов

От пьедестала в Краснодаре к работе в Ростове. Как паровоз «мягкий знак» лишили вечного покоя

Оглавление

Вполне знакомая и понятая картина, когда паровозы, отслужившие на дороге верой и правдой, водружают на постаменты. Например, превращают в памятники железнодорожникам, проявившим героизм во время Великой Отечественной войны. Такие достопримечательности есть во многих городах России. Однако бывает и наоборот: паровозы снимают с пьедестала, чтобы вернуть в строй. Именно такая история произошла с одним старинным локомотивом.

Паровоз Ь-2021 у депо на вокзале Краснодар-1. Фото из архива Ростовского музея истории СКЖД
Паровоз Ь-2021 у депо на вокзале Краснодар-1. Фото из архива Ростовского музея истории СКЖД

Это случилось в декабре 2021 года на станции Краснодар-1. Рабочие пригнали кран, подцепили стоявший «на приколе» паровоз Ь-2021 и осторожно перенесли его на ж/д платформу.

«Паровоз отправили в депо Тихорецка, где Ь-2021 восстановят и передадут нам, — рассказали в Ростовском музее железнодорожной техники. — К паровозу прицепят старинный пассажирский вагон, чтобы по специальным выделенным путям катать туристов».

По планам сотрудников музея, этот аттракцион заработает в конце текущего года. Вероятно, исторический состав вызовет повышенное внимание посетителей музея и желание «прокатиться на паровозе», которому в 2022 году исполняется 125 лет.

Во время погрузки старинного паровоза на платформу перед отправкой в Тихорецк. Фото из архива Ростовского музея СКЖД
Во время погрузки старинного паровоза на платформу перед отправкой в Тихорецк. Фото из архива Ростовского музея СКЖД

Место рождения «мягкого знака»

Его построили в далеком 1897-м мастера прославленного Коломенского завода. По информации из открытых источников, изначально это были паровозы типа 62. Каждый такой локомотив имел парораспределительный механизм Вальсхарта и котел со 164 дымогарными трубами. Рессоры первых двух колесных пар соединялись продольными балансирами, а третьей пары — балансирами поперечными. Благодаря этому обеспечивался более спокойный ход.

Паровоз типа 62. Фото из Википедии
Паровоз типа 62. Фото из Википедии

Конкретно наш локомотив создали для Владикавказской железной дороги и первоначально он назывался Т-1021. Затем, три года спустя, паровоз переименовали в Т-2021, а еще позже (в 1912 году) — в Ь-2021. Именно под серией «Ь» (до революции «ерь», а после — «мягкий знак) объединили все танк-паровозы.

«Танк-паровоз (танковый паровоз) не имеет тендера: вода и топливо хранятся в танках (емкостях), установленных на самом локомотиве. На русских и советских железных дорогах применялись для маневров, работы на фабричных подъездных путях (танк-паровозы “Рак”, серии Ь и 9П)», — написано в Википедии.
Один из танковых паровозов России. Фото из Википедии
Один из танковых паровозов России. Фото из Википедии

Таким образом наш Ь-2021 относится к семье танк-паровозов. То есть, локомотива без тендера — специального «вагона», который цепляли к паровозу и использовали для перевозки дров, угля или нефти. Также железнодорожники применяли тендеры для хранения в них смазки, воды и хозинвентаря.

До 1912 года завод построил 94 паровоза типа 62. В конструкцию периодически вносились изменения. В частности, коломенские инженеры увеличили водяные танки до 8 кубических метров. В целом за 15 лет вес локомотива увеличился с 41,3 тонн до 45 тонн.

Тендер паровоза. Фото из архива автора статьи
Тендер паровоза. Фото из архива автора статьи

Паровозы 62 типа катались по многим стальным магистралям Российской Империи. Их модифицировали «в соответствии с условиями эксплуатации». Например, паровозы для Московско-Ярославско-Архангельской ветки топили дровами, для Муромской и Армавир-Туапсинской — нефтью, для Екатерининской или Владикавказской — углем. На всех железных дорогах (кроме КВЖД) 62-й тип обозначался как Т или ТК (на КВЖД у таких локомотивов были другие литеры — БК). А с 1912 года у всех без исключения танк-паровозов появилась литера «Ь». После революции и до Великой отечественной войны паровозы этой серии активно применялись в депо для маневровых работ.

Послевоенные приключения на юге

А после войны наш «мягкий знак» работал в депо Гудермеса, затем — в Беслане. В 1959 году местные железнодорожники передали Ь-2021 в депо станции Прохладная (в Кабардино-Балкарии).

Но 35 лет назад — в 1987 году — руководство железной дороги решило превратить этого «скромного трудяжку» в памятник. Сказано — сделано. Так, 15 июля 1987 года у депо станции Краснодар-1 наш Ь-2021 стал на вечный «прикол». Так железнодорожники отметили вековой юбилей Краснодарского локомотивного депо.

Табличка на паровозе Ь-2021, стоявшего у депо в Краснодаре. Фото с сайта "Пикабу"
Табличка на паровозе Ь-2021, стоявшего у депо в Краснодаре. Фото с сайта "Пикабу"
«Раритетный паровоз длительное время находится без надлежащего ухода, — писала газета “Гудок” в июле 2009 года со ссылкой на директора музея истории СКЖД Владимира Буракова. — Ведь там (в Краснодаре) сегодня нет специалистов, знающих паровозы этой серии, и нет возможности произвести реставрацию».

Для этой цели, говорится в статье, на дороге действует специальный участок по восстановлению музейной паровозной техники в локомотивном депо Тихорецкая. А также в музее под открытым небом у станции Гниловская (в Ростове-на-Дону) есть все возможности для того, чтобы поддерживать редкие экземпляры в рабочем состоянии.

Ростовский музей истории СКЖД. Площадка на Гниловской. Фото из архива автора статьи
Ростовский музей истории СКЖД. Площадка на Гниловской. Фото из архива автора статьи

По словам Буракова, кубанский Ь-2021 — редкий, чудом сохранившийся экземпляр, которому нужна реставрация. Директор музея обратился к коллективу краснодарского депо с предложением передать паровоз серии Ь-2021 сначала на реставрацию в Тихорецк, а затем и на площадку музея на Гниловской. Тем более, что на момент обращения ростовчан в депо Краснодара-1 их идею поддержало руководство Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД).

Погрузили на платформу и отправили. Фото из архива Ростовского музея СКЖД
Погрузили на платформу и отправили. Фото из архива Ростовского музея СКЖД

Однако осуществить задуманное музейным работникам и их единомышленникам удалось только через 11 лет. Сейчас тихорецкие мастера приводят «редкий экземпляр» в рабочее состояние. Будущей осенью его планируют поставить на рельсы и произвести обкатку. И после всех удачно проведенных испытаний доставить в Ростов.

Кстати, помимо этого «могиканина» в стране есть еще три почти аналогичных паровоза: Ь-2023 в музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, Ь-2012 на станции Рославль в Смоленской области и Ь-2034 в депо Минеральные Воды (Ставропольский край).

А у депо Краснодар-1 теперь стоит паровоз Л-1177, выпущенный после войны — в 1949 году. Но это уже совсем другая история.

Паровоз серии Л у локомотивного депо в Краснодаре. Фото пресс-службы СКЖД
Паровоз серии Л у локомотивного депо в Краснодаре. Фото пресс-службы СКЖД

На этом пока все. Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии.

До скорых встреч!

Читайте также другие материалы об уникальных паровозах, опубликованные на этом канале. Например, «Генерал» железных дорог СССР, Паровоз «с пробитым сердцем» и «Железный Феликс» разменял десятый десяток: 5 любопытных фактов о легендарном паровозе.

#локомотив #паровоз #история #памятник #техника #музей #завод #тендер