В бытность свою студентом МГПИ, еще не переименованного в педуниверситет, я получил зачет по философии в обмен на только что вышедший двухтомник Фридриха Ницше. Откуда на моего приятеля свалилась партия этих книжек, я не знаю. Но случилось это как нельзя более кстати. Увидев у меня в руках толстый черно-золотой том с надписью «Ницше», наша преподаватель философии тут же задала вопрос: «Откуда?!» Я чуть не ответил в стиле кота Матроскина, мол, дядя, гуталиновая фабрика вот и шлют кому попало… Но по горящим глазам спрашивающей понял, что говорить нужно всерьез. Ответил. Пообещал. Привез. Денег не взял. Зачет получил автоматом. Я бы и так его получил, но с тех пор меня не отпускает мысль: а может, все-таки дело было в Ницше?..
Мое увлечение философией в те поры было бессистемным и почти случайным. В итоге из всего богатого философского наследия человечества самый сильный след во мне оставили Ницше и Гессе. Стоит ли удивляться, что именно эти имена я с особой радостью обнаружил на страницах книги философа Александра Секацкого «Этика под ключ». Среди, само собой разумеется, множества иных не менее прославленных — начиная с классического Иммануила Канта и заканчивая современным французским философом Аленом Бадью.
Велик соблазн попытаться определить идею «Этики под ключ» одним предложением. Но столь же велик будет этот труд для того, кто решится на подобную попытку. Я не решусь. Несмотря на слишком фривольное для философской литературы название и не слишком солидный объем, книга Александра Секацкого противится упрощению. Она поднимает действительно важные вопросы. Возможна ли сегодня единая, всечеловеческая этика? Кто сегодня и особенно завтра будет формулировать ее постулаты? Могут ли существовать разные этики в мире, который вроде бы научился разговаривать на одном языке? И вообще, насколько допустимо этически и практически реализуемо существование разных этик?
Если идея всей книги одним предложением не описывается, то один из основных постулатов можно уложить в одну фразу. По Секацкому, современную задачу по формированию этики будут решать не философы или пролетарии, как было некогда, но художники. В самом широком смысле слова: те, кто по-английски называется «the Artist». «Численный рост армии искусства привел к качественным переменам, как некогда численный рост рядов пролетариата, — пишет автор. — На этом фоне этический опус одиночки вполне может быть принятым к рассмотрению, а затем и предъявленным к проживанию».
Книга «Этика под ключ» — чтение явно не одноразовое. В том смысле, что при первом прочтении она оставляет больше вопросов, чем предлагает ответов. Начать хотя бы с того, что далеко не весь словарь философа Секацкого оказался мне знаком. Пришлось поблуждать по справочникам, попутно обогащая собственный словарный запас. Так что читать «Этику под ключ» наверняка придется повторно, уже меньше отвлекаясь: так она наверняка приобретет большую глубину. Как пишет философ, «в важнейших, ключевых ситуациях заклинания не действуют — лампу (Аладдина. — Прим. авт.) надо потереть».
Я попробовал потереть. Теперь осталось придумать, о чем попросить джинна, который отозвался на мой труд.
Александр Секацкий «Этика под ключ: очерки». Издательство «Лимбус-пресс», Санкт-Петербург, 2021 год. Цена в филиале «Гипериона» в арт-пространстве «Нигде кроме»: 470 рублей.
#книги
#Гиперион
#книжныйгэндальф