Данная статья относится к Категории: Политические реформы
«Дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя без настоящего, серьёзного дела.
Это дворянское безделье, политическое и хозяйственное, и было чрезвычайно важным моментом в истории нашего образованного общества, следовательно, в истории нашей культуры.
Оно, это безделье, послужило урожайной почвой, из которой выросло во второй половине века уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и отношениями. Когда люди известного класса отрываются от действительности, от жизни, которой живет окружающее их общество, они создают себе искусственное общежитие, наполненное призрачными интересами, игнорируют действительные интересы, как чужие сны, а собственные грёзы принимают за действительность. […]
С тех пор как дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя на досуге, оно стало стараться наполнить этот досуг, занять скучающую лень плодами чужих умственных и нравственных усилий, цветами заимствованной культуры.
При Петре дворянин учился обязательно по «наряду» и по «указной» программе; он обязан был приобрести известные математические, артиллерийские и навигацкие познания, какие требовались на военной службе, приобрести известные познания политические, юридические и экономические, необходимые на службе гражданской. Эта учебная повинность дворянства и стала падать со смертью Петра. Техническое образование, возложенное Петром на сословие как натуральная повинность, стало заменяться другим, добровольным.
Во всё царствование Екатерины ни один медик не получил учёного диплома, т. е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или на латинском языке. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нём не только нельзя научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась цель Петра - привить к дворянству «обучение гражданству и экономии».
Под влиянием новых литературных потребностей и путешествия русской дворянской молодёжи за границу получили иную цель; при Петре дворянин ездил учиться за границу артиллерии и навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал туда на поклон философам».
Ключевский В.О., Курс русской истории / Тетрадь с афоризмами, М., «ЭКСМО-Пресс»; Харьков, «Око», 2001 г., с. 123-125.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
- Классификация русской интеллигенции по В.О. Ключевскому
- Государственная карьера как русский стереотип и приёмы борьбы с ним по Д.И. Менделееву
+ Плейлист VIKENT.RU из 14-ти видео:
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ, ИННОВАЦИИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Льготные цены на 50-ю онлайн-конференцию «Стратегии творчества» действуют по полночь 02 мая 2022.
Узнать подробности Вы можете здесь:
VIKENT.RU/konf
Изображения в статье
- Василий Осипович Ключевский — русский историк. Наиболее известное произведение: Курс русской истории в 5-ти частях, над которым автор трудился более 30 лет / Public Domain & На фоне – картина В.Я. Чемберса, Дворянское собрание в екатерининские времена – 1913 год / Public Domain
#vikent_ru #исторические факты #история россии #освобождение #долг #деградация #культурное наследие #ключевский