Полувековую годовщину в этом году празднует купе Mazda RX-3. Машина, может, не столь знаменитая, как другие ее роторные родственницы, но важная и даже знаковая. Шутка ли, за семь лет было продано почти 300 тысяч экземпляров по всему миру — и этот успех стал катализатором для появления славной RX-7.
⠀
С названиями все было сложно. Японцы знали эту машину как Mazda Savanna, а вот исходник продавался на домашнем рынке под названием Mazda Grand Familia, в США – как Mazda 808, а в Европе — Mazda 818. Потому что право на цифровые индексы с нулем посередине было у Peugeot, и ровно по этой же причине мы знаем Porsche 911, а не 901.
⠀
О каком исходнике речь? Grand Familia задумывалась как более солидная замена обычной Familia — той самой, которая вышла из-под пера Джорджетто Джуджаро, а после превратилась в Mazda3. Но как раз в начале 70-х ударил энергетический кризис, и младшую модель было решено оставить в производстве — а старшую, коль скоро она была готова, тоже выпустить на рынок. И заодно снабдить роторным двигателем, уже обкатанным на более крупной RX-2/Capella.
⠀
Получилось два двигателя на выбор: младший агрегат 10A развивал 105 лошадиных сил, а старший 12A — от 125 до 130 в зависимости от версии. Для машины весом меньше тонны этого было более чем достаточно. И конечно, решал стиль: от Grand Familia с обычными поршневыми моторами RX-3 отличалась другим передком с четырьмя фарами, что в сочетании с кузовом типа фастбэк и рельефными бедрами задних крыльев делало ее эдаким мини-масл-каром.
⠀
А ведь еще были и спортивные успехи: некоторое время только RX-3 удавалось на равных бороться с Nissan GT-R в японских чемпионатах, где роторные купе завоевали более ста побед, очень круто шли дела в Австралии и Америке. Словом, в 70-х RX-3 была феноменом и культом, и сегодня ее лучше знать и помнить — с чем теперь не будет проблем, верно?
Взгляните на эти темы